Судостроительный завод “Северная верфь” готов разместить на своих площадях мощности Балтийского завода. Для этого у компании есть и возможности, и желание – на базе двух заводов под эгидой Объединенной промышленной корпорации (ОПК, принадлежащая бизнесмену Сергею Пугачеву) в ближайшие годы планируют создать суперверфь, которая будет строить современные военные и гражданские суда. Но у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, создана федеральным правительством) на судьбу Балтийского свои планы: завод хотят оставить на прежнем месте и строить на нем новый ледокольный флот.
Переезд Балтийского завода на уровне топ-менеджмента уже практически согласован. Как прокомментировал “Фонтанке” главный инженер “Северной верфи” Юрий Таратонов, завод уже изыскал возможности для строительства на своей территории дополнительных доков для работы Балтийского.
“У нас самая большая территория в городе. “Северной верфи” принадлежат 100 га земли на Финском заливе. Для сравнения, “Адмиралтейские верфи” занимают лишь 60 га. С такой территорией мы можем позволить себе, не в ущерб основным мощностям, подготавливать новые площадки для введения в строй”, - заявил Таратонов.
Гендиректор Балтийского завода Александр Чистов подтвердил, что вопрос о переезде все еще открыт.
Однако сомнения судостроителей, похоже, уже разрешили в ОСК. Эта структура не предполагает перевода мощностей БЗ на другую площадку. Такой маневр займет много времени, а в планах ОСК уже в ближайшее время начать на заводе активное производство ледоколов. Как заявляют представители ОСК, в 2008-2009 годах должно быть налажено чуть ли не серийное производство ледоколов для Совкомфлота. Атомные будут делать в Северодвинске, а остальные, по соображениям экологической безопасности мегаполиса, в Петербурге, на Балтийском.
“Заказы Балтийскому заводу мы гарантируем, - заявили федералы. - Однако мы не можем убеждать собственников не переезжать на “Северную верфь”. Если они твердо решили “расстаться” с заводом, то мы ничего сделать не сможем”.
Кстати, окончательное решение по поводу Балтийского все-таки осталось за самим заводом. Топ-менеджеры завода сейчас, по их собственному признанию, ориентируются на то, какую прибыль принесут судостроительные заказы и удовлетворит ли она их запросы. Сейчас завод, по признанию Александра Чистова, загружен заказами на 100%: до 2010 года завод должен выполнить судостроительный и машиностроительный тендер на общую сумму 10 миллиардов рублей. Основной заказчик – Росатом - рассчитывает на
своевременное выполнение заказа, а БЗ, соответственно на прибыль. Однако удастся ли получить максимум, пока никто не знает. На вопрос журналистов о том, сколько же выиграет от сделки с Росатомом БЗ, Чистов заявил: “Напишите, что прибыль ожидается”.
Напомним, что заявленные в прошлом году планы ОПК о переносе мощностей Балтийского завода на базу Северной верфи вызвали неоднозначную реакцию в деловых, профсоюзных и парламентских кругах города. Комплексный проект создания на базе предприятий ОПК (наряду с Балтийским - это Северная верфь и конструкторское бюро "Айсберг") современного комплекса по строительству крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 тысяч тонн, который предполагал строительство крупнейшего в России сухого дока с эллингом, нового корпусообрабатывающего производства, сборочно-сварочных цехов, цеха по строительству криогенных емкостей для перевозки сжиженного природного газа, не понравился, прежде всего, работникам заводов, которые упрекали руководителей в фактическом “убийстве” Балтийского завода. Они были уверены, что "Северная верфь" просто поглотит БЗ, лишив Россию уникального предприятия, а их – рабочих мест.
Пока же решение окончательно не принято, Северная верфь реализует масштабный проект в одиночку. Сейчас план работ готов. Выбрана и площадка для нового эллинга. Летом проект собираются согласовать. Строительство, по разным подсчетам, займет от 6 до 8 лет. Ориентировочная стоимость проекта составляет 13,7 миллиарда рублей.
Справка:
в середине 2005 года группа "ИСТ" продала 82 процента принадлежащих ей акций Балтийского завода подконтрольной Межпромбанку Объединенной промышленной корпорации (ОПК), контролирующей главного конкурента "Балтзавода" - "Северную верфь". Уже тогда пакет заказов обеих верфей составлял, как писала газета "Время новостей", около 3 миллиардов долларов.
В 2002 году две верфи вели корпоративную войну, которая началась в ходе конкуренции за заказ на постройку для Китая двух эсминцев на сумму в 1,5 миллиарда долларов. В результате этот заказ достался "Северной верфи", но к ней сразу же были предъявлены претензии со стороны Счетной палаты на сумму в 600 миллионов долларов. Позже верфь была выкуплена структурами "Межпромбанка" (принадлежащего Сергею Пугачеву) у прежнего владельца - Бориса Кузыка, и претензии к ней отпали.
В апреле 2005 года Балтийский завод и "Северная верфь" пришли к соглашению, в рамках которого группа "ИСТ" продала ОПК принадлежавший ей миноритарный пакет акций "Северной верфи", а "Балтзавод" обязался поставлять "Северной верфи" необходимые ей комплектующие для военных судов, по которым он занимает монопольное положение на рынке.
В том же году наблюдатели высказывали предположение: все производство по постройке судов может в конечном итоге оказаться сосредоточено на территории "Северной верфи" - 60 га на Васильевском острове (территория БЗ) сами по себе являются весьма привлекательным активом.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Поделиться