Четвертый день идет голодовка обманутых дольщиков. За это время в больницу попали уже два человека. Тем не менее, акцию продолжают еще восемь участников. Между тем, сегодня Комитет по строительству городской администрации провел объезд «проблемных объектов долевого строительства» на юге Петербурга, но не тех, за которые голодают люди.
Как отметил зампред Стройкомитета Владимир Кузнецов, отчасти это мероприятие было инспирировано именно голодовкой. Однако в итоге объезд представлял собой не инспекцию тех объектов, которые представляют участники акции, а, скорее, выставку достижений строительного ведомства в деле борьбы с проблемой обманутых дольщиков. По словам Владимира Кузнецова, дома большинства голодающих уже построены и, следовательно, не попадают под его юрисдикцию.
В начале объезда руководитель управления Стройкомитета по контролю и надзору за долевым строительством Александр Меденцев кратко отчитался о работе своего ведомства, которое существует около года. Девять его сотрудников трудятся в двух основных направлениях. Это решение проблем дольщиков, приходящихся на 1996—2003 годы, когда строительство на средства, привлеченные от населения, вообще никак не регулировалось, а также комплексная проверка ныне действующих подрядчиков, желающих вести работы на основе закона №214 о «долевке».
В обоих направлениях, по словам Александра Меденцева, достигнуты серьезные успехи. Обращения от граждан в связи с мошенничеством вовсе прекратились еще в 2005 году. В официальном реестре обманутых дольщиков к настоящему времени всего 678 фамилий. Правда, поскольку многие пострадавшие в комиссию так и не обращались, реально их заметно больше.
Удалось добиться, как утверждает чиновник, и тотального контроля за строительными компаниями. За год было проведено полтора десятка выездных проверок. В ряде случаев выявлены нарушения. Виновные оштрафованы. Такие инспекции проходят регулярно, согласно утвержденному графику.
Правда, Александр Меденцев отметил, что в городе есть 53 объекта, где дольщики «не вполне обмануты». То есть на стройке есть подрядчик, есть активы, но работы попросту саботируются. «Сейчас мы знаем ситуацию по всем этим объектам. Мы ужасались, когда приходили на некоторые из них, какое правовое запустение — никаких документов», — отметил чиновник. В каждом случае вырабатывается свое отдельное решение.
Прежде всего автобус с инспекцией остановился у 10-го корпуса в 9-м квартале города Пушкина. Было видно, что дом почти готов. Где-то скрипела лебедка, жужжала болгарка, что-то красили малярши. По словам Владимира Кузнецова, еще год назад семиэтажное здание было готово меньше, чем наполовину. Работы были продолжены за счет дольщиков, которые организовались в жилищно-строительный кооператив. Именно ЖСК и ТСЖ, по мнению Владимира Кузнецова, могут максимально эффективно обеспечить завершение строительства, от которого по каким-либо причинам был отстранен подрядчик, собравший у людей деньги.
В этом случае составляется так называемая концевая ведомость, в которой стоимость работ рассчитывается по бюджетным, а не по рыночным ценам. Далее Стройкомитет помогает ЖСК найти подрядчика, который выполнит работы на бесприбыльной основе. Кроме того, город берет на себя подвод инженерных коммуникаций и благоустройство территории. В случае двух корпусов в 9-м квартале Пушкина на эти цели из бюджета было выделено 146 млн. рублей.
По словам руководителя ЖСК «Десятый корпус» Валентины Ерошкиной, в итоге дольщикам пришлось заплатить примерно столько же, сколько и в первый раз — то есть стоимость квартир в ценах 2003 года. Что составляет порядка 3—5 тысяч рублей за квадратный метр. При этом она отметила, что те дольщики, которые отказались вступать в ЖСК, передали свои паи кооперативу, и их квартиры были проданы по рыночным ценам. В результате люди получили прибыль до 800%.
Как отметил начальник строительства 10-го корпуса Руслан Кулаков, довести строительство домов, брошенных предыдущим подрядчиком, без доплат в принципе невозможно. «Здесь и рабочим не заплатили. Люди из разных союзных республик жили здесь три года и постепенно его разворовывали. Срезали трубы отопления. В пятиэтажном доме срезана вся внутренняя электропроводка!» — пояснил он.
«Конечно, хотелось заплатить один раз и получить ключи. Но мы же сами в это ввязались, так что делать нечего. Нам еще повезло, у нас был проделан достаточно большой объем работ», — объяснила Валентина Ерошкина. Иная ситуация сложилась в соседнем, 9-м корпусе — там строительство остановилось на нулевом цикле. Однако и здесь дольщики организовали ЖСК и решили возводить дом своими силами.
Теоретически, им придется доплатить по 20 тысяч рублей за квадратный метр. Однако, как утверждает генеральный директор ЗАО «Стройпроект» Станислав Борисов, который занимался проектом достройки дома, эту цифру вполне реально понизить до 10—12 тысяч. Его план предполагает надстройку двух этажей дома в рамках действующего высотного регламента. Новые площади будут проданы по рыночным ценам, а прибыль пойдет все на то же строительство. В итоге дольщикам придется доплачивать значительно меньше.
Интересно, что на стадии фундамента встало строительство и другого объекта — домов 1а и 1б по ул. Архитектора Данини все в том же Пушкине, дольщица которого Мария Каулик принимает участие в голодовке. Однако на улицу Данини представители Стройкомитета сегодня не поехали. «Это преждевременные меры воздействия на исполнительную власть», — объяснил Александр Меденцев, имея в виду участие Марии Каулик в голодовке. Дело в том, что по этому объекту есть пока единственный документ — отказ заказчика, которым выступало ФСБ, от продолжения строительства. Однако подрядчик от работ пока не отстранен. Он просто не ведет их, требуя дополнительного финансирования. То есть это как раз тот самый случай «не вполне обманутых дольщиков», о котором выше говорил господин Меденцев.
В прошлую субботу Стройкомитет как раз провел встречу с собранием вложившихся в строительство корпусов по Данини. Как заявил чиновник корреспонденту «Фонтанки», за три часа был выработан план, в общих чертах повторяющий сценарии, реализованные в 9-м квартале Пушкина. Буквально завтра дольщики домов на Данини должны собраться еще раз. Дело в том, что они успели организовать уже четыре различных ТСЖ. Теперь им предстоит пойти на компромисс и создать один кооператив, в который войдет хотя бы 51% дольщиков. С ним и продолжит отношения Стройкомитет.
Что касается ситуации лично Марии Каулик, то Александр Меденцев с ней знаком. По его словам, девушка является дольщиком двух квартир, одна из которых предназначается ей самой, а другая — ее пожилой матери. Сейчас на рассмотрение социальной комиссии вице-губернатора Людмилы Косткиной поступил ее запрос о предоставлении жилья. По мнению Александра Меденцева, этот вопрос вполне может быть решен положительно.
Мария Каулик уже выразила свою точку зрения по сложившейся ситуации. Она опровергает слова Меденцева: девушка претендует на одну квартиру площадью 40 метров, в которой планирует проживать с матерью. Кроме того, она считает, что поскольку и заказчик стройки, ФСБ, и разрешающая инстанция — правительство города — это госструктуры, то последствия их деятельности не должны ложиться на плечи дольщиков. По ее мнению, дом нужно достроить либо за счет бюджета, либо выставить находящийся по соседству крупный земельный участок на торги, а корпуса на Данини передать инвестору в качестве обременения. Александр Меденцев рекомендовал Марии Каулик сотрудничать с ТСЖ и присоединиться к мнению большинства.
Следующий объект, который посетила комиссия, никак не наводил на мысль об обездоленных. Год назад пять трехэтажных домов с отдельными гаражами, что называется, для среднего класса, были брошены на последней стадии строительства — без кровли и подведенных коммуникаций. Здесь также за счет дольщиков были найдены подрядчики на отдельные виды остававшихся работ. Представлявшая ТСЖ молодая дама, улыбаясь, демонстрировала прессе фотографии царившей вокруг ее собственности год назад разрухи и явно мало сожалела о том, что помимо первого взноса для завершения строительства пришлось доплатить еще столько же.
Представители Стройкомитета посетили и скандально известный адрес — Ленинский, 93. По их заверениям, дом будет сдан к октябрю. Здесь права остались за старым застройщиком, однако разработкой всей технической документации занималось ТСЖ. За завершение строительства дольщикам также пришлось заплатить по 3—5 тысяч рублей за квадратный метр. Около 30 человек, однако, квартиры не получат — кто-то стал жертвой двойной продажи, кто-то отказался вступать в ТСЖ. Всех их теперь ждут суды и, в конечном счете, комиссия Людмилы Косткиной. Владимир Кузнецов особо отметил, что именно сотрудничество ТСЖ со Стройкомитетом — причина того, что люди с Ленинского, 93 не приняли участия в нынешней голодовке дольщиков.
Последним объектом на объезде был Дачный, 17. Год назад о нем и еще пяти замороженных стройках компании «Жилстройинвест» ряд СМИ писали, что в городе может появиться еще порядка пятисот обманутых дольщиков. Тогда акционеры компании сбежали вместе с деньгами из кассы. Однако новые инвесторы пошли на диалог со Стройкомитетом. Под его неусыпным контролем все стройки подходят к концу, а на Дачном, 17 люди уже оформляют квартиры в собственность.
Интересно, что в данном случае не привлекались ни бюджетные деньги, ни дополнительные средства дольщиков. Полностью распроданный дом на Дачном, 17, в котором год назад было готово два этажа из пятнадцати, «Жилстройинвест» достроил за свой счет себе в убыток. За это компания получила право вести работы по другим объектам, где еще был актив непроданных квартир.
«Мы хотим здесь работать, и у нас просто не было выбора. Сейчас уже есть новое пятно под застройку, но пока об этом рано говорить», — объяснила советник генерального директора «Жилстройинвеста» Фаина Хамидуллина. «Компания справилась со своей задачей, заслужила кредит доверия, и сможет продолжить строительство в городе», — поддержал ее Владимир Кузнецов.
Резюмируя итоги объезда, чиновник обратил внимание, что проблема дольщиков в городе постепенно решается, а новых обманутых частных инвесторов в жилье не появляется, и призвал адекватно оценивать ситуацию.
К голодающим же петербуржцам пока никто из власть имущих так и не приехал. Голодовка как будто воспринимается как оздоровительная процедура или как прихоть. Даже если дольщики не такие «обманутые», какими представляются, никто не стремится им объяснить, что они не правы.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру
Поделиться