О законных и незаконных схемах уклонения от налогов рассказали бизнесменам в фискальном ведомстве. Налоговики предупреждают, что знают об этих технологиях, и использующие их компании первыми попадут под подозрение. Пострадать могут и добросовестные партнеры фирм, ведущих финансово-хозяйственную деятельность «с высоким налоговым риском», а также простые граждане.
Опубликованные 16 октября схемы банальны – использование фирм-однодневок, «инвалидных» компаний, производство водки из спиртовых настоек и мнимое страхование сделок с недвижимостью. «Фонтанка» нашла экспертов, которые уверяют: сейчас многие налогоплательщики используют куда более ухищренные способы ухода от налогов. Либо фискальное ведомство о них не знает, либо не хочет учить предпринимателей нарушать закон.
Одиннадцать недругов мытарей
Полтора года назад Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора компаний для проведения выездных проверок. То есть предпринимателям самим предложили оценить себя и партнеров на вероятность появления инспекторов и даже определить объем возможных претензий. А также выявить самые уязвимые участки учета и принять необходимые меры по снижению рисков оказаться «под колпаком» у налоговиков.
В самой ФНС уверяют, что после публикации критериев российские компании подали более 900 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно доплаченных налогов превысила 80 млрд. рублей. Новая политика позволила «мытарям» отказаться от тотальной проверки всех хозяйствующих субъектов и перейти к контролю проблемных участков.
14 октября руководитель ФНС Михаил Мокрецов утвердил еще один – двенадцатый критерий – «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». В фискальном ведомстве заявили, что компании, применяющие одну из пяти схем, попадут в план выездных налоговых проверок на 2009 год.
Самый популярный и древний способ – использование для снижения бюджетных платежей компаний, половину сотрудников которых составляют инвалиды. По закону такие организации освобождены от НДС. Кроме убытков для бюджета, эта схема дает небольшой доход инвалидам – россияне с ограниченными физическими возможностями формально устраиваются на работу и даже получают зарплату. Дабы отделить «мух от котлет» – мошенников от добропорядочных обществ инвалидов, законодатели ужесточили условие – на льготу могут претендовать только организации, в которых фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 25 процентов.
Но против этого лома нашли современный прием. В компанию нанимают, например, трех сотрудников – двух инвалидов и номинального директора, которые получают минимальные оклады. А основной персонал, оформленный в другой фирме, арендуется по договорам аутсорсинга. «Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции», – поясняют налоговики. Формально такая технология снижения налогов законна.
Генералы песчаных карьеров
Обновились и другие, популярные еще в середине 90-х, схемы ухода от налогов – страхование сделок. В конце прошлого века в рейтингах страховых компаний первую строчку занимала малоизвестная питерская фирма «Константа», выплаты которой были сопоставимы со сборами. Именно через нее, как утверждают налоговики, недобросовестные компании страховали сделки на мифическую поставку песка с карьера в Дагестане (как потом выяснилось, общий объем якобы поставленного песка превышал все ресурсы республики).
Украл, выпил, сбежал
Другим распространенным способом получения необоснованной налоговой выгоды остается использование в хозяйственной деятельности фирм-«однодневок». На подставных лиц регистрируется юридическое лицо, которое через некоторое время исчезает, не уплатив налоги.
Одна из таких схем достаточно банальна. Производитель по госзаказу поставляет товары, например, на 400 млн. рублей. Покупатель – организатор схемы, платит за него 500 млн. рублей фирме-«однодневке», а та отдает 400 поставщику. В итоге 100 млн. просто кладутся в карман, а мнимый посредник исчезает, накопив налоговую задолженность.
Фискальное ведомство ведет борьбу с «однодневками» уже полтора десятилетия, но законодательство ограничивает ответственность владельцев компаний. Попытки ужесточить регистрацию юридических лиц пока не увенчались успехом, а президент России Дмитрий Медведев (автор учебника по гражданскому праву) сразу же после инаугурации заявил о намерении еще больше упростить процедуру создания новых компаний.
Но теперь преследовать налоговики намерены не только исчезнувшие «однодневки», но и их партнеров. ФНС не раскрывает методов, по которым инспекции будут выявлять сговор между участниками цепочки. Учитывая, что такие схемы организуют далеко не дилетанты, вряд ли у продавца и покупателя найдутся общие учредители, одинаковые адреса или иные идентификационные признаки. По словам одного из «оптимизаторов» (консультанта по вопросам снижения налогов), обнаружить сговор можно, только проведя очень глубокий анализ всех участников сделок, причем одновременно: «Сначала проверяющему нужно выявить участвующие в схеме «однодневки». Ежемесячно прекращают деятельность сотни малых предприятий, но только некоторые из них занимались отмыванием налогов. Потом затребовать банковскую информацию – кому они платили и от кого получали крупные суммы. Провести у продавцов и покупателей встречные проверки и обнаружить, что подозреваемая «однодневка» была не единственной в их взаиморасчетах. Таких расследований, по моим данным, налоговики не проводят, а со временем просто исключают исчезнувшие компании из реестра», – рассказывает консультант.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру
Поделиться