Документы о передаче Александровской колонны из владений Музея городской скульптуры в ведение Государственного Эрмитажа уже в Министерстве культуры. Там заканчивают оформление процедуры. Сможет ли теперь главный музей страны влиять на происходящее на Дворцовой, выяснял корреспондент «Фонтанки».
В самом Эрмитаже пока, на всякий случай, стараются не обсуждать планы, связанные с Дворцовой площадью. «Когда будет окончательно ясно, что передача произошла, мы будем обсуждать свои планы вместе со штабом округа, с которым уже были предварительные разговоры. Будем решать, каким образом может быть осуществлена не только охрана, но и церемония развода караула, которая, возможно, будет происходить у Александровской колонны», - сказал «Фонтанке» главный герольдмейстер РФ, заместитель директора Эрмитажа Георгий Виленбахов.
Напомним, что решение о передаче колонны Эрмитажу было принято после многочисленных скандалов, связанных с «покушениями» на декоративные элементы решетки, ограждающей «столп». Происходящее связали с работой на площади ледового катка фирмы «Боско». Эрмитаж тогда выступил с инициативой взять площадь под патронат. Комитет по охране памятников идею одобрил. «Мы исходили из территориальной близости, возможности обеспечить более надежное наблюдение и оперативное реагирование», - объяснила «Фонтанке» глава петербургского КГИОП Вера Дементьева.
«Это будет наш экспонат, и мы будем осуществлять его охрану. У нас есть несколько схем, каким образом может быть реализована охрана. Сейчас мы их будем дорабатывать и со своей службой безопасности, и решать, какая из них будет осуществлена на практике»,- рассказал заместитель директора Эрмитажа.
Впрочем, далеко не факт, что пострадавшая решетка будет воссоздана. «Вопрос с решеткой нужно решать специально. Были исторические периоды, когда на ней были орлы, были периоды, когда орлов не было. Будем поднимать весь архивный материал, смотреть, что и как было. И уже вместе с КГИОП решать судьбу решетки. Однако то, что стоит на площади сейчас, это, конечно, новодел. Думаю, что решетка вокруг колонны быть должна. Но её внешний вид нужно еще обсуждать», - считает Георгий Виленбахов.
«Боюсь, что просто отлить утраченные детали и осуществить монтаж будет сложнее, чем сделать ее заново. И что – делать ее на потребу вандалам?» - вторит ему глава КГИОП. Зам. директора Эрмитажа настаивает, что музей в любом случае будет исходить из соображений исторической достоверности, а не облегчения работы своей службе безопасности.
Что касается церемонии развода караула, планирующейся на Дворцовой, по словам герольдмейстера РФ, такого на площади никогда не было. Как правило, вахту несли не на площади, а во дворе Зимнего дворца. Дворцовая же, как и сейчас, использовалась для парадов. Теперь, возможно, караул будет «вынесен» на площадь. Кстати, эту идею хотели осуществить еще лет 10 назад.
«В 98-м году, когда военным комендантом Петербурга был генерал Александр Галкин, мы уже разрабатывали церемонию развода караула у ворот Зимнего дворца. Нам помешали чисто технические вещи. Уже шли репетиции, мы даже несколько раз показывали, как это должно происходить. Но сначала начали прокладывать коммуникации и перерыли Дворцовую площадь, потом там клали асфальт. Затем начались ремонтные работы, связанные с подготовкой к 300-летию. Так эта церемония и не родилась. Посмотрим, что получится на этот раз», - вспомнил в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Георгий Виленбахов.
В одном герольдмейстер РФ уверен - достойную церемонию не сделаешь без военных, без настоящей роты почетного караула. И она должна быть основана на историческом прецеденте и материале. В связи с этим, у Георгия Виленбахова вызывает определенные сомнения проходящий сейчас силами реконструкторов развод караула у Медного всадника. «По-моему, у Медного всадника никакого караула не было, так что это некоторым образом придуманная церемония. Мы же просто выносим церемонию из двора на площадь - такой караул тут был», - отметил он.
Заметим, что переход Александровской колонны во владение Эрмитажа дает директору музея Михаилу Пиотровскому долгожданную возможность влиять на то, что будет рядом с новым музейным экспонатом. Так, каток или сцену без согласия руководства главного музея уже не поставить. Но область этого влияния совсем невелика — она ограничена территорией внутри решетки и небольшой охранной зоной по её периметру.
«Эрмитаж будет отвечать за Александровскую колонну, включая решетку и охранную зону. Что касается мнения Михаила Борисовича, что надо бы передать музею всю Дворцовую площадь — в данной ситуации это, может быть, было бы и неплохо. Но кто даст гарантию, что у музея в будущем не появится другой директор, у которого будут другие планы на её использование? Не каток, так бассейн. И, кроме того, ни один город в мире не передает в управление свои открытые пространства общественного пользования в оперативное управление каким-либо – пусть и самым благородным – структурам», - считает Вера Дементьева.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Поделиться