Очередной прорыв трубопровода в Невском районе привел к госпитализации 14-летнего юноши. Районная комиссия уже признала инцидент несчастным случаем. Накануне празднования Дня Энергетика «Фонтанка» задалась вопросом, а не слишком ли часто мы слышим о подобных инцидентах, в которых никто не виноват? В поиске ответа существенно помог один официальный документ, регламентирующий обязательные правила эксплуатации тепловых энергоустановок.
14-летний школьник попал в лужу с горячей водой около 8:30 утра 18 декабря. Как сообщили в пресс-службе администрации Невского района, по предварительной информации, девятиклассник шел в школу от своего дома на улице Дмитрия Устинова. У дома 18/1 по Шлиссельбургскому проспекту решил перейти дорогу. Увидев лужу на газоне у дома, парень наступил в нее, якобы чтобы проверить глубину, — по всей видимости, не понимая, что вода горячая. После этого, как отмечают в пресс-службе, он вернулся домой, где родители вызвали «Скорую», которая увезла его в ожоговый центр больницы на Авангардной улице.
Врачи зафиксировали у пациента ожоги стоп 2-ой степени. Как отмечают в администрации, в дежурную службу информация о прорыве трубы поступила только около 8:50. На место выехала бригада аварийной службы, которая выставила ограждения. Также о прорыве было сообщено в дежурную службу ГУП ТЭК, которая отвечает за эту трубу. После того, как около 10:20 утра стало известно о пострадавшем мальчике, по решению директора ЖКС № 2 (жилищно-коммунальной службы) была создана комиссия по расследованию этого случая, которая на данный момент признала инцидент несчастным случаем.
5 ноября 2008 года в результате прорыва трубы с горячей водой на Моховой улице, 32 пострадали 2 человека. 57-летняя Татьяна Баталова упала в кипяток, выходя из своей машины, бросившийся ей на помощь 24-летний Андрей Сердечный сильно обжег ноги. В тяжелом состоянии пострадавших доставили в ожоговый центр Военно-медицинской академии. У женщины оказалось обожжено 73-75% тела, через неделю она скончалась. Андрей Сердечный был выписан из больницы 13 ноября. Сразу после выписки молодой человек заявил, что будет требовать компенсации за лечение через суд. Часть коммунальной системы на Моховой улице находится в ведении «Жилкомсервиса № 1» Центрального района. По предварительной информации, причиной разрыва стала коррозия шва трубы диаметром 159 миллиметров. По факту смерти человека было возбуждено уголовное дело, расследование которого еще продолжается.
Возбуждение уголовного дела по факту коммунальной аварии — случай не редкий. Практически после всех трагических инцидентов (в которых погибли или сильно пострадали люди) велось следствие. Однако потом дела закрывались из-за невозможности найти виновных, ответственность за произошедшее «возлагалась» на самих пострадавших (мол, видели, куда шли) или на изношенность коммуникаций — чего вы хотите, трубы-то старые.
В случаях, когда рвутся трубы, срок эксплуатации которых еще не истек, следственные органы, как правило, отказывают в возбуждении уголовного дела с формулировкой «отсутствие причинно-следственной связи» (либо прекращают дело по тем же мотивам). К такому выводу пришел адвокат Артем Баконин, которому на практике приходилось сталкиваться с таким положением вещей. По его мнению, суть проблемы гораздо глубже, нежели «срок годности» трубы, который насчитывает 25 лет. «В России уже 5 лет как существуют "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (ПТЭ ТЭУ), утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года за номером 115, - заявляет Баконин. - Согласно одному из пунктов этого документа, для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети».
Другими словами, если в процессе расследования обстоятельств аварии установлено, что правила эксплуатации не выполнялись должным образом, это должно быть учтено при определении виновного. Потому как что это, если не причинно-следственная связь между халатным отношением к работе и последствиями этой халатности в виде пострадавших людей?
Шурфовка — это производство разведок при помощи сети шурфов. На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа. Начинается разведка, как следует из документа, через три года после запуска новой сети и с тех пор проводится ежегодно. В ПТЭ ТЭУ расписан подробный перечень мест, где шурфовки нужно делать в первую очередь, в том числе: в местах пересечений с водостоками, канализацией, водопроводом, в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями, на участках с возможным неудовлетворительным состоянием теплоизоляционных конструкций (там, где есть, например, талые места вдоль теплотрассы в зимнее время).
Происходит шурфовка следующим образом: на участке теплотрассы вскрывают дорожное полотно и осматривают состояние изоляции, трубопровода и строительных конструкций. Если есть следы коррозии, поверхность трубы зачищается, во время разведки также должна быть измерена толщина стенки трубы, если она стала тоньше на 20%, трубопровод должен быть заменен. Внимание, вопрос к жителям Петербурга! Когда вы в последний раз видели, как энергетики проводят шурфовку?
Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Владимир Морщинин, в прошлом начальник капитального строительства одного из ведомств Петербурга, «шурфовка производится для визуального определения состояния трубопровода, это особенно важно при наших специфических грунтах».
Еще одним немаловажным фактором является электрохимическая защита, которая отводит токи, тем самым позволяя избежать коррозии трубы. «В основном, теплосети были проложены в 60-е - 70-е годы и выполнялись из металла, - рассказал Владимир Морщинин. - Тогда в само проектирование закладывалась электрохимическая защита, и ранее все работы проводились, сегодня я вижу только разграбленные и разрушенные щиты защиты, из этого можно сделать вывод, что никакой электрохимической защиты не производится». В течение нескольких лет подобный щит, который располагается рядом с домом Морщинина на проспекте Пятилеток, стоит раскрытым и явно не функционирует. Между тем, согласно все тем же ПТЭ ТЭУ, все неисправности в работе установки ЭХЗ должны быть устранены в течение 24 часов после обнаружения.
По словам Морщинина, если соблюдать все правила технической эксплуатации, включая шурфовку и ЭХЗ, то труба может прослужить даже больше срока ее эксплуатации (25 лет). Если же ни защиту, ни разведку не производить, через 2-3 года труба приходит в негодность и происходит прорыв. «Потому у нас и случаются в последнее время так часто аварии, трубы просто ржавеют», - убежден Владимир Морщинин.
Ответственность за соблюдение ПТЭ ТЭУ возлагается на те организации, в ведении которых находятся теплотрассы. «Фонтанка» задала свои вопросы двум крупным теплоснабжающим предприятиям - «ГУП ТЭК» и «ТГК-1». С какой периодичностью на подведомственных им теплотрассах проводится шурфовка? И в каком техническом состоянии находятся установки электрохимической защиты?
В пресс-службе ГУП «ТЭК» заявили, что ежегодно компания проводит большой объем превентивных мер, которые позволяют контролировать состояние теплосетей, обслуживаемых «ТЭКом». Всего на контроле у компании находится порядка 5230 километров тепловых сетей. Согласно нормативным документам, как отметили в пресс-службе, ежегодно проводится шурфовка каждого километра труб. Также для контроля за состоянием сетей в «ТЭК» применяются гидравлические и температурные испытания, когда под большим давлением по трубам прогоняется вода, что позволяет установить места возможных дефектов.
По данным пресс-службы, еще одним способом контроля, поставленным на вооружение «ТЭКом», является инструментальный контроль, когда с помощью, например, звука, проверяется состояние труб. Исследуют сети и с помощью тепловидения. Два раза в год — в начале и в конце отопительного сезона — «в разведку» посылается вертолет, на борту которого установлен тепловизор. С его помощью делаются снимки сетей в инфракрасном спектре, на которых видно, где есть вытекание или дефект. Затем эти места обходятся пешком, также с тепловизором. Раз в десять дней сотрудники «ТЭК» по инструкции производят обход сетей, а раз в пять лет проводят испытания на температурные потери, в ходе которых проверяется температура на входе в систему и на выходе у потребителя. Щиты электрохимической защиты также находятся на балансе у «ТЭК», и за ними тоже присматривают.
«ТГК-1» в своих комментариях оказался солидарен с коллегами, добавив, что «к настоящему времени на балансе «Тепловой сети» установки электрохимической защиты находятся в рабочем состоянии и эксплуатируются в соответствии с регламентирующими документами. Данные установок ЭХЗ используются при составлении программ реконструкции и ремонта. «В 2007 году зафиксировано несколько случаев попыток взлома шкафов, в которых размещена аппаратура ЭХЗ, однако на работе оборудования данные происшествия не сказались».
Причин не верить ни «ТГК-1», ни ГУП «ТЭК» у «Фонтанки» нет. Похоже, что вопрос «почему так часто происходят аварии?» уже давно перешел в плоскость риторических.
Юлия Никитина,
Татьяна Востроилова,
Фонтанка. ру
Поделиться