Плафон зрительного зала Михайловского театра исчез - купол теперь просто задрапирован белым холстом. Оказалось, что уникальный холст 19 века на реставрации и в начале нового театрального сезона вновь засияет прежними красками и первозданной чистотой.
В начале нынешнего сезона завсегдатаи Михайловского театра не могли не заметить, что живописный плафон зрительного зала исчез: купол был просто задрапирован белым холстом. Аллегорическое изображение светлых и темных сил на почти 400 квадратных метрах живописи покинуло своё место в прошлом году, когда плафон был впервые за свою историю демонтирован для комплексной реставрации. Эта работа написана на отдельных холстах, укрепленных, в свою очередь, на деревянном основании панно.
Плафон итальянского художника, профессора Венецианской Академии Джованни Бузатто (1806-1886) под названием «Победа просвещения и наук над темными силами невежества» появился в Михайловском театре в 1859 году во время комплексной перестройки театра архитектором Альбертом Кавосом. За всю свою историю холст реставрировался четыре раза – в 1894, 1939, 1950 и 1965 годах, однако работы проводились без демонтажа.
Ранее небольшими косметическими работами старались лишь законсервировать монументальную живопись: помимо серьезных повреждений наклеенного на деревянный каркас холста, на нем есть несколько поздних слоев краски, разрывы и заплаты, а также «травмы» от многочисленных протечек крыши.
Чтобы восстановить живопись, по специально разработанной технологии реставраторы демонтировали плафон и вручную отциклевали и отремонтировали потолочные перекрытия, а также сделали разметку для финального этапа сборки.
В течение театрального сезона 2008-2009 целый коллектив реставраторов трудился над холстами, сантиметр за сантиметром зачищая и восстанавливая всё то, что нужно было спасти. Художник-реставратор «Петербургской реставрационной компании» Николай Михайлов поделился с корреспондентами «Фонтанки» некоторыми профессиональными тонкостями.
Он рассказал, что «новодельные», не авторские части плафона, так называемый орнамент (украшения по периметру плафона и надсценника), заменены почти полностью, хотя угловые «таблетки» (круглые живописные миниатюры), которые удалось сохранить и восстановить, были наклеены на вновь изготовленные фрагменты углового орнамента. А композиционные части – собственно сюжет и полотно над сценой – были бережно восстановлены: снята копоть, которая образовалась из-за газового освещения, использовавшегося в XIX веке; сняты наслоения более поздней краски, возникшие от поспешной и не всегда качественной реставрации; композиции вновь обрели свои оригинальные цвета и проработку всех деталей. В процессе работ, длившихся почти год, были разработаны уникальные методики реставрации, восстановлены рецепты особого осетрового клея (как считают специалисты, такой клей более эластичен, более прочен и идеально подходит для живописи). Все оригинальные фрагменты плафона были наклеены на новый льняной холст, обработанный специальными составами.
«Состояние плафона было просто плачевное: разрывы, более поздние записи, многочисленные подклейки и подписки водоэмульсионными красками поверх оригинальной масляной живописи», – сказал Николай Михайлов и добавил, что работ подобного масштаба он просто не припомнит.
Сегодня Михайловский закрывает оперный сезон, завтра последний спектакль даст балетная труппа театра. Кресла для публики покинут партер, уступив место гигантским реставрационным лесам. А уже в следующем сезоне «Победа просвещения и наук над темными силами невежества», с годами изрядно потускневшая, вновь засияет прежними красками и первозданной чистотой под куполом зрительного зала.
Кирилл Веселаго
"Фонтанка.ру"