С гостиницей на Карповке происходило множество метаморфоз. Строить ее начали в 1988 году. Заказчиком выступал Госкомтуризма СССР. «Проект был выполнен в полном соответствии с требованиями того времени и сейчас, конечно, морально устарел, - объяснили в архитектурной мастерской «Рейнберг&Шаров». - Это монолит, нарезанный на маленькие клетушки номеров — площадь комнат составляла 16 квадратных метров. Сейчас к гостиницам совсем другие требования». Но для того времени здание выглядело вполне современным.
За строительство взялась югославская компания Montexgroexport. Открыться новая гостиница с названием «Петроградская» должна была в октябре 1990 года. Директором, а позднее управляющим директором, был назначен Александр Качалов, ранее занимавший пост секретаря парткома Ленинградского отделения «Интуриста». 15 июня 1990 года было создано объединение «Петроград» во главе с Александром Качаловым, который и продолжал руководить проектом.
Будущее здание сразу же вызвало недовольство градозащитников — осенью 1988 года группа «ЭРА» провела на Каменноостровском несанкционированный митинг против возведения уродливого, по их словам, здания. Трое участников акции были задержаны на 5-10 суток. Строительство остановить не удалось, но вскоре оно замерло по не зависящим от защитников культурного наследия причинам.
Летом 1991 года СССР прекратил свое существование. Вместе со страной исчез и Госкомтуризма, а все предприятия «Интуриста» были переданы мэрии Петербурга. Тогда же была предпринята и первая попытка продажи неудавшейся гостиницы, но реализовать объект городская власть не сумела.
В мае 1992 года руководством объединения «Петроград» было создано ТОО «Гостиница «Петроградская», учредителями выступили около 40 физических лиц. В августе того же года ТОО было акционировано в АООТ «Интер-отель «Петроград», учредителями которого стали КУГИ (60%) и ТОО «Гостиница «Петроградская» (40%). Президентом нового предприятия стал все тот же Александр Качалов.
Новый виток начался удачно. «Интер-отель «Петроград» сумел выиграть суд с югославами, которые требовали компенсации за недополученную прибыль и срыв контракта. Российская сторона, в свою очередь, провела ревизию и обнаружила недостачу в размере $18 миллионов. В итоге обе стороны разошлись полюбовно, и на объект начали искать новых подрядчиков.
В мае 1993 года за $58 миллионов гостиницу к концу 1995 года пообещала достроить турецкая компания ATA. Сам проект к тому времени тоже претерпел изменения — группа Качалова вместе с российским архитекторами Лидией Уховой и Джоном Грэммом разработали новый вариант, соответствующий требованиям, предъявляемым к пятизвездным отелям. Изменилось и название гостиницы — она превратилась в отель «Северная корона». Американская гостиничная сеть Choise Hotel International/Clarion Hotels предоставила будущей гостинице торговую марку Clarion.
К августу 1993 года 94% акций будущего предприятия выкупил банк «Санкт-Петербург, который и начал финансирование работ. Со стороны банка проект курировал Владимир Ивженко, позднее его функции перешли к Олегу Никитину, главе дирекции по маркетингу банка «Санкт-Петербург».
Во всем виноват Собчак?
Осенью 1995 года здание было завершено на 90%. К этому времени был уже полностью подобран, обучен и сертифицирован персонал будущего отеля. 2 ноября 1995 года руководство гостиницы решило провести презентацию будущей гордости туристского Петербурга, как в то время называли «Северную корону». В банкете, устроенном по столь торжественному случаю, приняли участие мэр Петербурга Анатолий Собчак и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, который и скончался прямо во время торжественной церемонии.
Воспоминания очевидцев об этом прискорбном событии расходятся. «Жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол», - так описывает происходившее архимандрит Августин (Никитин). «На официальный прием в гостиницу «Северная корона» митрополит Иоанн поехал в намерении продолжить переговоры о возврате церкви лаврских помещений. На приеме к нему подошли мэр Анатолий Собчак с супругой. Поздоровались. И вдруг владыка пошатнулся, изменился в лице («будто что-то увидел», - рассказывают очевидцы), выпустил из рук посох и стал опускаться на пол», - описывает кончину пастыря член Главного совета Союза русского народа, профессор, действительный член Петровской и Международной славянской академий. Известна и еще одна версия происходившего — якобы митрополит скончался через несколько минут после того, как благословил Анатолия Собчака на новую избирательную кампанию.
После неудавшейся презентации на проект обрушились неприятности. В декабре 1995 года турецкая сторона отказалась продолжать работы на объекте. Версий происходившего существует множество, но все они не подтверждены. По одной — ATA перестала доверять российским банкам после «черного вторника», по другой, более экзотической, партнеров насторожила победа коммунистов на парламентских выборах в России, третья объясняет развитие событий трудностями. с которыми в тот момент столкнулся банк «Санкт-Петербург». Достоверность последней версии косвенно подтверждает тот факт, что ATA обратилась в международный арбитражный суд. Разбирательство по делу все еще не завершено.
Серия ложных стартов
В 1996 году участники проекта опять начали поиски инвестора, и этот процесс растянулся на полтора года. В сентябре 1997 года банк «Санкт-Петербург» вошел в состав ЗАО «Банкирский дом «Санкт-Петербург». Тогда же было принято решение, что АО «ПСБ», «Санкт-Петербург» и «Петровский» достроят «Северную корону» «всем миром». На проекте сменилась власть — председателем совета директоров стал вместо Олега Никитина заместитель председателя правления АО «ПСБ» Александр Кретов.
Однако до 2001 года никаких изменений не произошло — гостиница, до завершения которой было всего три месяца, так и продолжала оставаться недостроем. В августе 2001 года председатель правления банка Санкт-Петербург объявил на встрече с журналистами, что «банкротство — единственный способ достроить этот гостиничный комплекс». На тот момент задолженность владельца «Северной короны» ОАО «Интер-отель Петроград» перед бюджетом оценивалась в $3 миллиона, и около $5 миллионов компания была должна подрядчику ATA. В том же году прозвучали сова о продаже комплекса, предполагаемым покупателем называли Управление делами президента.
Однако ни продажа, ни банкротство не состоялись, а в ноябре вокруг «Северной короны» вспыхнул скандал в правительстве города. Пресс-служба банка «Санкт-Петербург» объявила о намерении достроить отель к 300-летнему юбилею города, возобновить строительные работы обещали в первом квартале 2002 года. Для завершения работ было необходимо $15-20 миллионов рублей, которые банк рассчитывал поучить от «сторонних инвесторов». При этом в бюджете Петербурга на 2002 год неожиданно для губернатора города Владимира Яковлева и вице-губернатора Виктора Кротова появилась строка о том, что город предоставляет на этот проект гарантии на сумму $50 миллионов. Автором этой поправки был Алексей Белоусов, тогда еще депутат ЗакСа, в кулуарах Законодательного собрания утверждали, что лоббировал принятие измененного в пользу «Северной короны» бюджета председатель правления банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев, а одобрил — депутат Сергей Никешин, тогда председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСа. Выполнять работы, как заверяли банкиры, должна была все та же компания ATA.
Владимир Яковлев, категорически настроенный против финансовых гарантий строительства, узнал о появлении поправки уже после того, как бюджет был утвержден депутатами. Впрочем, в июне 2002 года к бюджету был принят ряд поправок — строчка о гарантиях «Северной короне» из него исчезла. Строительство не возобновлялось.
В следующий раз об объекте заговорили через два года. В июле 2004 года банк «Санкт-Петербург» договорился о продаже недостроенной гостиницы с ОАО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк». При этом Андрей Галиев, вице-президент «Еврофинанса» утверждал, что «банк» участвует в финансировании сделки в интересах своего клиента», однако имя клиента не раскрыл. Сделка состоялась, но на ходе строительных работ этот факт никак не отразился.
В 2006 году правительство Санкт-Петербурга выпустило постановление, в соответствии с которым было расторгнуто соглашение с АООТ «Интер-Отель «Петроград» «в силу длительного неисполнения инвестиционных обязательств». На тот момент объекты незавершенного строительства и земельный участок уже были зарегистрированы в частную собственность — их владельцем оказалось ООО «Северная корона», возглавляемого исчезнувшем после реорганизации банка «Санкт-Петербург» Олегом Никитиным.