Городские депутаты добавили работы участковым, муниципалам, КБДХ, а, как следствие, и судам, приняв в целом так называемый «городской КоАП». Не превратится ли начинание, которое эксперты в голос называют правильным и нужным, но сомневаются в его эффективности, в очередной «галочно-палочный» вариант - выяснял корреспондент «Фонтанки».
В документе, который городские парламентарии приняли в целом 10 марта, систематизируются все административные правонарушения (всего - 41), прописанные более чем в тридцати региональных законах.
К примеру, «городской КоАП» устанавливает штрафные санкции за такие виды правонарушений, как нахождение несовершеннолетнего в развлекательном учреждении в ночное время без родителей; распространение на улицах и проезжей части рекламной продукции эротического характера, содержащей скрытое предложение сексуальных услуг; нарушение тишины и покоя граждан в ночное время; нарушение сроков уборки и вывоза мусора, отходов производства и потребления.
Оговариваются в нем наказания за установку ограждений на проезжей части дороги с целью резервирования места для парковки; нарушение правил охраны и использования парков, садов и детских площадок; непринятие владельцем мер по уборке территории от загрязнения экскрементами животного; ответственность за выгул собак в ненадлежащих местах. Ужесточены в кодексе и наказания за незаконную вырубку деревьев.
Фиксацией нарушений и составлением протоколов в основном должны заниматься участковые. Но есть все же в кодексе и исключения. Так, к примеру, согласно нормам о выгуле собак в ненадлежащих местах, протоколы имеют право составлять также и представители местной власти, а рассмотрение дел о незаконной вырубке зеленых насаждений отнесено в том числе к компетенции представителей комитета по благоустройству.
О том, что «городской КоАП» - дело нужное и правильное, говорят все: и сами депутаты, в том числе и авторы, и эксперты. Так, один из инициаторов кодекса (ныне глава Фрунзенского района) Терентий Мещеряков обрадовался, узнав от "Фонтанки", что парламентарии приняли документ, над которым он работал в свое время. "Вот я уже как год ушел, а дело мое живет", - отметил он. По его мнению, основная ценность документа заключается в том, что в таком виде он будет оказывать большее влияние на граждан. Сосредоточение норм в едином документе заставит граждан относиться к нему более серьезно - так же как и к федеральному КоАПу.
О том, что «сводя все воедино, стараться стоило» говорит и вице-спикер Сергей Анденко, правда, он уже добавляет, что «не питает иллюзий относительно того, как все будет исполняться на деле». «Если бы все в нашей стране выполняли как должно свои функциональные обязанности, это был бы другой разговор. Но ведь этого нет, поэтому говорить, что все будет работать идеально, нельзя»,- признает он.
По словам же экс-главы ГУВД Петербурга, а ныне парламентария Аркадия Крамарева, «спорить с тем, что кодекс – вещь разумная, необходимая и правильная, бессмысленно, другой вопрос в том, насколько эффективно он будет выполняться, а вот в этом есть действительно большие сомнения».
Отмечает Крамарев и то, что кодификация нарушений и раскладывание всего для тех же участковых по полочкам, приведет к тому, что они будут писать больше протоколов «для отчета» взамен расследования реальных дел, поскольку настрочить протокол по какому-нибудь мелкому правонарушению гораздо проще, чем заниматься чем-нибудь серьезным.
Заместителю директора АЖУР Евгению Вышенкову «городской КоАП» напомнил введение в 1987 году административной ответственности за занятия проституцией. Тогда сотрудникам правоохранительных органов «спускали сверху норматив на количество штрафов», и «провинившихся» жриц любви милиционерам приходилось экстренно искать среди «центровых проституток, которым от протоколов было ни жарко ни холодно», просить «элементарно, по- человечески, помочь» и придумывать за ночных бабочек «то, как те соблазняли, нарушали, получали деньги и были пойманы».
«Очевидно, что и этот кодекс приведет к тому, что участковым, скорее всего, будут спускаться нормы на все виды нарушений. И они действительно будут строчить протоколы, чтобы выполнить задание. И за протоколы они будут браться в конце месяца, хватая первых попавшихся под руку - в том числе бомжей, чтобы «закрыться»,- говорит он.
Действующий сотрудник правоохранительных органов (на условиях анонимности) под такими словами подписался полностью и привел в пример ситуацию со штрафом за выгул собак.
«Для составления протокола гражданина вместе с догом там, или бультерьером, который меньше всего поймет, что вообще происходит, придется вести в дежурную часть. Провести там с ними около 1,5 часов. И куда в это время девать собаку, которая, не дай Боже, начнет нервничать из-за напряженной обстановки? К батарее привязывать или в комнату для задержанных сажать, где уже и так народ? А если она там кого укусит? Если будет какое-то серьезное правонарушение, действительно угроза жизни, так легче собаку пристрелить…А не возиться с бумагами… Никакой нормальный милиционер, как бы честно он ни подходил к выполнению своих обязанностей, заниматься этим не будет», - рассуждает милиционер.
А в пресс-службе КБДХ, напомнив, что именно представители комитета были инициаторами ужесточения наказаний за незаконные вырубки зеленых насаждений, честно признались, что пока никаких документов из ЗакСа не получали. И потому юристы ведомства не могут сказать, как комитетчики будут реализовывать вновь обретенные полномочия.
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру
Поделиться