Ученые Академии наук собираются поставить акции протеста на постоянную основу — до тех пор, пока руководство страны не предпримет какие-то шаги по сохранению фундаментальной науки в нашей стране. До сих пор все меры, о которых заявляло российское правительство, остаются только словами, уверены активисты протестного движения. Одним из первых мероприятий должен стать марш докторов наук в Петербурге.
Ученые Академии наук собираются поставить акции протеста на постоянную основу — до тех пор, пока руководство страны не предпримет какие-то шаги по сохранению фундаментальной науки в нашей стране. До сих пор все меры, о которых заявляло российское правительство, остаются только словами, уверены активисты протестного движения. Одним из первых мероприятий должен стать марш докторов наук в Петербурге.
О том, что ученые собираются организовать протестный марш, стало известно 3 августа. Об этом заявил в эфире радиостанции «Эхо Петербурга» доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФТИ им. А.Ф.Иоффе Александр Гаврилюк. «Нас вынуждают быть активными! И мы будем бороться политическими методами! - объяснил он. - Пусть доктора наук пройдут по городу. И пусть это покажут по телевидению и обсуждают во всех странах!»
Намерение поставить акции протеста на постоянную основу подтвердил «Фонтанке» председатель профсоюзной организации Института ядерной физики имени Константинова и сопредседатель Ленинградской региональной организации профсоюзов Владимир Медведев. „Какую форму примет наш протест, мы решим в сентябре. С 13 по 17 число в Екатеринбурге состоится первая уральская конференция профсоюзов Академии наук, на ней мы обсудим создавшееся положение и решим, что делать, - пояснил он. - Но совершено точно, что с осени мы продолжим борьбу“.
Медведев напомнил о том, что в мае 300 петербургских ученых уже выходили на митинг на площади Сахарова. Резолюция о бедственном положении отечественной науки, под которой поставили подпись не только ученые, но и представители реального сектора экономики, и некоторые депутаты, была передана в федеральные органы власти. Но с тех пор не изменилось, как утверждают ученые, ровным счетом ничего.
„Теоретически нам передали 600 миллионов рублей на коммунальные платежи, - но фактически их никто не видел, - рассказывает Медведев. - Но наши проблемы не исчерпываются задолженностью за услуги коммунальщиков. У нас нет денег ни на новое оборудование, ни на достройку нового реактора, ни даже на подвозку сотрудников к месту работы (институт находится в Гатчине. – Прим. ред.)“.
Этой зимой из-за претензий пожарных институт был закрыт на 20 дней. „От нас требовали, чтоб мы остановили реактор, но, поскольку это невозможно, ситуация выглядела абсурдной – реактор работал, а никаких исследований на нем не велось“, - рассказывает Медведев. „Я не спорю, претензии органов надзора к нам вполне справедливы, но у нас нет денег, чтобы устранить нарушения – никаких бюджетных средств на эти нужды нам не выделено“, - добавляет он.
„В других институтах положение еще хуже – мы-то находимся на особом положении, - переживает Медведев. - ИЯФ включили в программу по созданию научно-исследовательского центра „Курчатовский институт“.“Правда, я посмотрел то, что нам выделено в рамках этой программы, и понял, что мы не выигрываем ровным счетом ничего“, - добавляет он.
„Основные проблемы начнутся осенью – сейчас урезано на 30% финансирование всех региональных институтов. Сократили почти все статьи, - продолжает его рассказ замдиректора по научной работе института химии силикатов РАН Ирина Кручинина. - Осталась нетронутой только зарплата. Нам не на что закупать оборудование и реактивы, а проблема всех, кто работает в области физики, химии и биологии в том и состоит, что нельзя проводить какие-либо исследования без соответствующей материально-технической базы“.
По-прежнему остается неразрешенной жилищная проблема. „Наша молодежь сталкивается с тем, что ей негде жить. Институт располагает только общежитием, да и то – количество мест в нем ограничено. А квартиры на те зарплаты, которые получают наши сотрудники, не снять, - рассказывает Кручинина. - Поэтому со многими аспирантами приходится расставаться – они не выдерживают и уходят из науки. И осуждать их за это нельзя, хотя, конечно, очень обидно – человек отработает пять-семь лет, защитит диссертацию, а потом увольняется“. „Поэтому наши активные молодые сотрудники обеспокоены и своей судьбой, и судьбой науки, и намерены добиться каких-то изменений“, - поясняет она.
Напомним, о том, что жилищные проблемы ученых будут решены, уже заявлял премьер-министр России Владимир Путин. Еще в мае 2008 года на общем собрании Российской академии наук он сообщил, что земельные участки РАН следует использовать для строительства жилья молодым учёным, и отметил, что уже дал поручения профильным федеральным министерствам детально проработать данный вопрос.
«Чтобы люди шли сегодня в науку, реализовывали свой потенциал у себя на родине, в России, у них должна быть возможность полноценно заниматься исследовательской деятельностью, им надо видеть горизонты своего научного роста и, что не менее важно, иметь комфортные и достойные условия жизни», - сделал два года назад вывод председатель правительства. Пока, как отмечают ученые, намерения предоставить квартиры для молодых специалистов так и остаются намерениями.
Надо отметить, что протестные настроения поддерживают далеко не все. Так, по мнению директора ФТИ имени А.Ф.Иоффе РАН, профессора Андрея Забродского, выход у институтов все-таки есть — гранты и внебюджетные контракты. Правда, как выясняется, и этот путь не решает всех проблем. «Мы все время стараемся сделать так, чтобы наша молодежь могла хоть немного заработать, - рассказывает Кручинина. - Мы заставляем участвовать их во всех конкурсах, добиваться как можно большего количества грантов. Но ведь квартиру они на эти деньги все равно не смогут купить!»
«Я не понимаю, - недоумевает Медведев. - На поддержку науки надо не так уж много средств. Но власть вместо того, чтобы укрепить академию, пытается создать какие-то параллельные структуры и строит с нуля аналог Силиконовой долины в Сколково, вместо того, чтобы развивать то, что уже есть и давно доказало и свою жизнеспособность, и свою значимость».
Справка
В 2009 году в связи с кризисом государственное финансирование РАН было сокращено на 15%. В 2010 году — еще на 10%. В общей сложности сокращение составило 3,5 млрд рублей по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году около 70% дефицита ученые покрывали за счет грантов, но в 2010 году главный источник их — Российский фонд фундаментальных исследований — также был секвестирован на 30%.
В 2010 году из бюджета РФ выделено на науку и инновационные программы 1,1 трлн рублей. Большая часть средств пойдет вузам и инноцентрам. 49 млрд рублей в бюджете РФ на 2010 год предназначено для финансирования РАН. Из них 31,5 млрд — центральная часть, и 17,5 млрд — отделения.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру