«Отрешение» от Москвы Лужкова пробудило в москвичах жажду свободы. Все утро жители столицы, с подачи нынешнего и.о.градоначальника Ресина, думали о том, что им делать с наследством Юрия Михайловича, оставленным им в виде памятников работы Церетели. Начали с главного (по масштабам) — Петра I. И тут «осенило» московского петербуржца Сергея Миронова — Петр должен стоять в городе на Неве. В Петербурге, где долго держали оборону против работ Зураба Константиновича, вздрогнули, вспомнив весь масштаб его таланта.
«Отрешение» от Москвы Лужкова пробудило в москвичах жажду свободы. Все утро жители столицы, с подачи нынешнего и.о.градоначальника Ресина, думали о том, что им делать с наследством Юрия Михайловича, оставленным им в виде памятников работы Церетели. Начали с главного (по масштабам) — Петра I. И тут «осенило» московского петербуржца Сергея Миронова — Петр должен стоять в городе на Неве. В Петербурге, где долго держали оборону против работ Зураба Константиновича, вздрогнули, вспомнив весь масштаб его таланта.
"На мой взгляд, этот памятник великолепно смотрелся бы посреди Финского залива при въезде в Санкт-Петербург. Когда я впервые приехал в Москву и увидел этот памятник, то подумал сначала о том, что именно на этом месте он смотрелся бы очень органично и великолепно, и до сих пор я считаю именно так", - сказал журналистам спикер Совфеда Сергей Миронов, обсуждая всколыхнувшую народ утром 4-го октября проблему.
Петербургская культурная общественность восприняла предложение Миронова о переезде памятника весьма враждебно. Как сообщил «Фонтанке» директор музея «Исаакиевский собор», глава Общественного совета города Николай Буров, в Петербурге живут люди со вкусом, для которых подобное творчество является неприемлемым. «Возможно, этот памятник можно было бы погрузить в воды Ладожского озера (там, где позволит глубина), а лучше всего попросту отправить этого исполина на переплавку — для производства десятирублевых монет. Пользы было бы больше», - заявил Буров.
Депутат от партии «справедливоросов» Алексей Ковалев даже не поверил информации о том, что Сергей Миронов, лидер его политической ячейки, мог предложить подобное. «Лично я не воспринимаю деятельность Церетели как творчество. По-моему, это просто хам от скульптуры. И этому памятнику не место в Северной столице», - отметил депутат.
Лидер петербургского регионального отделения партии «Яблоко» Максим Резник в разговоре с «Фонтанкой» предположил, что такие идеи у третьего лица в государстве возникли от недостатка других проблем. «Было бы лучше, если бы Сергей Миронов озаботился насущными проблемами государства, например, отсутствием демократических выборов», - считает Резник.
«Варварской» идею спикера Совфеда назвал сопредседатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. «Место этому памятнику на заводе по переплавке, а не в Петербурге», - отрезал защитник исторического облика города.
Отметим, обсуждение судьбы памятника работы любимого архитектора Юрия Лужкова инициировал его бывший заместитель Владимир Ресин, не устающий на посту исполняющего обязанности мэра Москвы радовать горожан новыми идеями. То акцию ЛГБТ-сообщества согласует, то вот памятники переносить соберется. Порою возникает ощущение, что господин Ресин просто издевается над федеральными властями, в ожидании пока Кремль представит своих кандидатов на смену Юрию Лужкову. Но его инициативы обсуждаются в столице серьезно.
Так, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов уже заявил, что переносу памятника Петру Первому авторства Зураба Церетели должно предшествовать общественное обсуждение.
"Я всегда был сторонником, чтобы он на этом месте не стоял. Для каждого памятника должно быть свое место. Но перенос памятника Петру должен проводиться с широким общественным обсуждением", - сказал Москвин-Тарханов "Интерфаксу". Он предложил перенести памятник к Северному речному порту Москвы, где большое водное пространство. "Там бы он изумительно смотрелся", - сказал депутат.
Грузинские СМИ пошли дальше и предположили, что вслед за своими работами придется переезжать и самому Зурабу Церетели — у новых московских властей могут оказаться совсем иные художественные предпочтения, и он может стать персоной нон-грата.
Москвин-Тарханов, кстати, провел первые бизнес-прикидки проекта переноса 100 метрового колосса.
"Думаю, что перенос памятника обойдется городу как строительство новой школы - примерно в 600-700 миллионов рублей. Однако эта сумма может и достигнуть одного миллиарда", - сказал столичный депутат, собирающийся доставить арт-объект до московских окраин. Сумма, которая потребуется на его «сплав» до Финского залива, скорее всего, может оказаться, как минимум, на порядок больше.
Однако третье лицо РФ, спикер Совета Федерации, проработкой экономической стороны вопроса пока, судя по всему, не занимался.
Напомним, в Петербурге уже есть один Петр I работы Церетели. Зоной, свободной от творчества этого скульптора, наш город перестал быть в 2006-м году. Но питерский вариант намного скромнее. 6-метровый памятник Петру I был установлен у Манежа во время выставки Зураба Церетели в Петербурге в марте 2005 года. Увозя экспонаты выставки, художник «подарил» Петербургу эту работу, но при этом объявил, что приемлемыми для постоянной прописки своего Петра считает только несколько мест в историческом центре города: Троицкую площадь, Заячий остров (Петропавловская крепость), въезд на Биржевой мост и Петровскую набережную. Городские власти долго думали как отказать скульптору подипломатичней и установили монумент на площади возле гостиницы «Прибалтийская».
Московское же творение гения вошло в список 10 самых уродливых строений и памятников мира. Эксперты и активисты англоязычного сайта "Виртуальный турист" провели голосование "Какой памятник или строение вы считаете самым уродливым?" Первое место в "черном списке" заняло здание Городского совета в Бостоне, а замкнул десятку памятник Петру I в Москве.
Кстати, на невской земле есть и свои таланты от архитектуры. Это, в первую очередь, глава петербургского филиала возглавляемой Церетели Российской академии художеств Альберт Чаркин. Он уже представил проект 30-метровой фигуры апостола Андрея Первозванного с воздетыми к небу руками. Его петербургский скульптор, как и Сергей Миронов церетелевского Петра, хочет установить на «подплыве» к Петербургу.
Что же касается московского Петра, то примечательно, что изначально гигантский памятник Церетели предлагал поставить Колумбу. К 500-летию открытия Америки скульптор вел переговоры о покупке «шедевра» с США, Испанией и странами Латинской Америки. Но охотников на покупку не нашлось, а идея того памятника (и, в частности, его гигантский размер) были использованы Церетели при создании Памятника Петру I (официальное название — памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»), который был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы (к 850-летию города) у слияния Москва-реки и Обводного канала.
Общая высота памятника 98 метров; это самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире. Москвичи посмеиваются, что в результате Петр получился одетым как подобает скорее испанскому гранду, а не российскому императору (хотя Колумб должен был быть по проекту не в латах, а в рясе). Что касается корабля, то говорят, пока ни один судостроитель не решился назвать его тип, а штандарты расставлены в полном противоречии с морскими артикулами. Это судно, а также композиция памятника - руль в одной руке и свиток в другой - совпадают у Петра и Колумба. Еще до официального открытия, в 1997 году памятник пытались взорвать, с тех пор открытого доступа к нему нет, на него можно смотреть только с берегов Москвы-реки.
Маша Могилевская, Михаил Гончаров,
"Фонтанка.ру"