«Нахимовское собрание», объединяющее выпускников Нахимовского военно-морского училища всех лет, приняло обращение к президенту России и Главкому ВМФ. Бывшие и действующие офицеры заявляют, что считают недопустимым расформирование экипажа «Авроры» и вывод крейсера из состава ВМФ. Авторы обращения предлагают передать боевой корабль Нахимовскому училищу. Они считают, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость.
30 октября в зале Нахимовского военно-морского училища собралось около 200 человек – бывших выпускников, уже демобилизованных и оставшихся в строю. Обсуждали приказ Главкома ВМФ о выводе крейсера «Аврора» из состава ВМФ. До 1 декабря экипаж корабля боевой славы должен быть расформирован, боевое знамя воинской части и грамота к нему переданы в Центральный военно-морской музей, государственные награды и документы к ним – в управление кадрами Минобороны. Крейсер «Аврора» следует переименовать в филиал Центрального военно-морского музея и создать «службу обеспечения численностью 31 человек гражданского персонала», говорится в приказе.
«Нахимовцы» сочли это решение недопустимым. По их мнению, выполнение подобного приказа может привести к окончательному разрушению наших вооруженных сил, и так переживающих не самые простые времена. «Не может быть офицера без воспитания, особенно флотского офицера - считают люди, не понаслышке знающие цену символам и силу традиций. – Основа нашего флота – Нахимовское училище. Основа училища – «Аврора», и если ее передать гражданским лицам, то мы уничтожим основу основ. А если у России не будет флота, то не будет и России».
История Нахимовского училища связана с «Авророй» неразрывно в полном смысле слова. Решение о создании этого учебного заведения в Ленинграде было принято в 1944 году, сюда были откомандированы два офицера из тбилисского Нахимовского училища – для организации учебного процесса. Поскольку предоставленное для будущих курсантов здание корпуса Петра Великого было разрушено, было решено использовать один из поврежденных боевых кораблей для создания временных плавучих казарм. В порту Ораниенбаума был обнаружен крейсер «Аврора», его наскоро «подлатали» и передислоцировали на место сегодняшней стоянки. И именно на том корабле и жили «нахимовцы» первого набора.
В первые годы Нахимовского училища процесс обучения был сопряжен с реставрационными работами – и здание, и крейсер восстанавливали курсанты и преподаватели. Постепенно на берегу появились классы, а на крейсере стали проходить практику. «Вся эта информация хранится в архиве училища, еще живы 17 человек из первого выпуска 1948-го года, они тоже могут подтвердить историю. Но в последние годы почему-то об этих фактах принято забывать, - комментируют в оргкомитете «Нахимовского собрания». – Было бы логично восстановить справедливость – пусть «Аврора» снова принадлежит «нахимовцам», пусть курсанты снова несут на ней вахту, а сам крейсер займет свое место в парадном строю. Есть же в конце концов, в кремлевских войсках парадный расчет, почему не найти место и для «Авроры»?»
Под обращением «нахимовцев» в первый день же подписалось около 150 человек. Их инициативу поддержали и в других военных училищах бывшего СНГ. Сбор подписей будет продолжен – в оргкомитете «Собрания» намерены изготовить подписные листы, чтобы высказаться в поддержку «Авроры» смогли и петербуржцы, не имеющие никакого отношения к военно-морскому флоту. В ближайшее время будет создана и страница в Интернете. Интересно, что накануне, 29 октября, обращение о недопустимости вывода «Авроры» из состава ВМФ абсолютно независимо от «нахимовцев» принял Союз советских офицеров.
Напомним, впервые о превращении «Авроры» из боевого корабля в музей заговорили в декабре 2009 года. Решение, принятое в недрах Главного штаба флота, основывалось на результатах проверки военной прокуратуры, которая была проведена летом того же года.
«Как установлено проверкой, - говорилось в ответе ГВП, данном «Фонтанке», - в ночь на 6 июня 2009 года на крейсере «Аврора» проводилось празднование юбилея журнала «Русский пионер» с участием 150 человек приглашенных. Разрешение на проведение данного мероприятия, выданное воинскими должностными лицами флота, противоречило требованиям общевоинских уставов, а также законодательства об объектах культурного наследия и создало предпосылки к утрате (повреждению) музейных ценностей».
Отметим, что среди гостей мероприятия, послужившего причиной «разжаловать» «Аврору», были отмечены бизнесмен Михаил Прохоров (с которым и связывают издание «Русский пионер»), губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, полпред президента РФ Илья Клебанов и министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
Показательно, что один из инициаторов вечеринки Михаил Прохоров даже обратился с письмом к Главкому ВМФ перевести «Аврору» «на баланс города и под патронаж губернатора» и выразил готовность профинансировать этот перевод из собственного благотворительного фонда.
Причиной своего обращения Прохоров назвал беспокойство за судьбу нации. «В последнее время в средствах массовой информации развернулась острая дискуссия по поводу возможного вывода крейсера из состава военно-морского флота и как следствие прекращения финансирования объекта из средств Министерства обороны, - говорится в письме олигарха. - Я вижу в этом опасность того, что крейсер «Аврора», и так ставший в последние годы местом проведения огромного количества мероприятий и празднеств, съемок фильмов и клипов, окончательно превратится в развлекательную площадку. Считаю, что этого нельзя допустить, так как это нанесет серьезный удар по идеалам и чувствам многих патриотов, ветеранов и жителей Санкт-Петербурга. Горделивый символ нашей истории также не должен превратиться в объект споров между хозяйствующими субъектами по поводу его дальнейшего содержания и обеспечения».
Любопытно, что главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников не увидел ничего предосудительного в том, что на «Авроре» прошла развлекательная вечеринка. «Мы провели очень светлое мероприятие, - заявил он в своем интервью «Фонтанке». – Ни один из тех, кто там был, не отзывается о нем плохо». По его мнению, «не для всех петербуржцев именно «Аврора» является символом города». Доставленное с собой красное вино и шампанское «почти всё потом, к сожалению, должны были вывезти, потому что пили очень мало», - добавляет виновник торжества и делает вывод: «Настоящие коммунисты, быть может, нами бы гордились!»
Справка
Крейсер «Аврора» построен по кораблестроительной программе 1895 года. Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 года. Заложен 23 мая 1897 года. Торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора всероссийского Николая II, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии. 18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А.А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. 17 апреля 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий русско-японской войны. Участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З.П. Рожественского.
В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 годах. С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа. Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914—1918 гг. - прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг). В ноябре 1916 года корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград.
В 20-е годы в качестве учебного корабля крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 г. артиллерийские орудия были сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора — Киевское шоссе) для обороны города. Из-за попадания артснарядов в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В 1944 году крейсер был поднят, подвергнут консервации. В 1948 году поставлен на вечную стоянку у причальной стенки Большой Невки.
При последней реконструкции 1984 года заменено около 50% корпуса. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Нижняя часть корпуса судна была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилена на части и затоплена.
Нахимовское военно-морское училище основано в 1943 году постановлением Совнаркома СССР от 21 августа 1943 года для воспитания и обучения сыновей офицеров, погибших на Великой Отечественной. Первоначально речь шла только об открытии тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Но впоследствии – в 1944 году - были открыты ленинградское и рижское Нахимовские училища.
В 1953 году прекратило существование Рижское училище, а в 1955 году — Тбилисское. Единственным действующим Нахимовским училищем в СССР осталось Нахимовское училище в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербурге).
Кира Обухова, Фонтанка.ру