Арбитражный суд признал ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») нарушителем законодательства о рекламе. Игнорируя права абонентов и без их согласия, компания организовала рассылку SMS-сообщений с предложением принять участие в сомнительной лотерее («СМС на миллион»).
Расследование против входящего в «большую тройку» оператора мобильной связи и его партнера – ООО «Руми», было начато Федеральной антимонопольной службой по заявлению одного из абонентов. Выяснилось, что по сети проводилась рассылка приглашений к участию в стимулирующей лотерее – пославшему ответную «эсэмэску» (зачастую платную по особой цене) абоненту обещали возможность выиграть миллионы рублей, подарки и т.д.
Антимонопольная служба признала такую рассылку рекламной и обнаружила в ней сразу несколько нарушений закона. Во-первых, в сообщениях отсутствовала обязательная информация – сроки проведения стимулирующей лотереи, источник информации об ее организаторе, о правилах проведения, а также о количестве призов или выигрышей по результатам лотереи, сроках, месте и порядке их получения.
Во-вторых, компании не представили доказательств получения предварительного согласия абонентов на распространение рекламы. Тогда как закон разрешает любые рассылки только при наличии четко выраженного желания адресатов. В рамках заключенного между оператором связи и ООО «Руми» договора, последнему был предоставлен корпоративный SMS-сервис для рассылки сообщений абонентам без их предварительного запроса. Этой компании «Билайн» также передал права на использование своего товарного знака и короткие номера отправителя.
Признав обе компании нарушителями, антимонопольная служба наложила на них административные штрафы. Не согласившись с решением надзорного органа, ОАО «Вымпел-Коммуникации» обратилось в арбитражный суд. Оператор связи «сваливал» вину на своего партнера – именно ООО «Руми», по утверждению юристов сотовой компании, является рекламораспространителем стимулирующей лотереи, поскольку осуществляло технически и фактически формирование SMS-сообщений и их рассылку. Кроме того, абоненты, обратившись к организатору лотереи, вправе были требовать прекращения распространения рекламы.
Суд отверг эти доводы: «ОАО «ВымпелКом» в рамках заключенных соглашений осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей, то есть являлось рекламораспространителем», – заключил арбитражный суд. К такому же выводу пришла апелляционная инстанция – 19 января решение вступило в законную силу.
Напомним, что в действующим типовом договоре «Билайн», который распространяется на всех абонентов, предусмотрено безусловное их согласие на получение распространяемой по сетям связи рекламной информации. «Несогласные» клиенты должны подать специальное заявление или позвонить в call-центр компании. Аналогичную политику проводят и другие операторы «большой тройки».