В Петербурге во второй раз вручена Премия Сергея Курехина в области современного искусства. На этот раз церемония прошла лаконично и довольно четко, хотя не обошлась без огрехов. Были и запоминающиеся афоризмы, и обнадеживающие обещания.
«Несмотря на весь этот антураж, премия – штука серьезная», – такими словами начал церемонию вручения Премии Курехина ведущий Александр Малич. «Антураж», впрочем, тоже был не слишком шутовским: над сценой на огромном, подавляющем своими габаритами киноэкране переливалась анимационная заставка в духе ранних работ Тимура Новикова, под сценой растянули и подсветили полотно, которое колыхалось от дуновения мощных вентиляторов и изображало волнующееся море. На самой же сцене тем временем появились глава Фонда Сергея Курехина, вдова музыканта и художника Анастасия Курехина и председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга Антон Губанков. Господин Губанков поприветствовал участников и гостей церемонии, объявил поддержку современного искусства одной из важнейших задач Комитета по культуре и неожиданно отвлекся. Отвлекся он на другую премию в области современного искусства – накануне в Москве состоялось вручение «Инновации» (она присуждается именно современным художникам, в отличие от Премии Курехина, которая оценивает также музыкантов, поэтов и перформеров). «Инновацию» получила скандальная акция группы «Война», нарисовавшей летом на Литейном мосту пипиську длиной в 65 метров. Так вот, сказал Антон Губанков, «группа "Война" – это пиарный отстой!» (зал взорвался аплодисментами), а мы здесь награждаем истинное искусство.
Премии Курехина два года. Это единственная в Петербурге крупная независимая премия за современное экспериментальное творчество. Устроители делают акцент на том же, на чем делал акцент в своих легендарных «Поп-механиках» Курехин, – на синтезе искусств и их игре друг с другом. То есть хотя в регламенте премии есть и «произведение визуального искусства», и чисто музыкальные номинации, предпочтение отдается проектам, в которых и визуальное, и музыка, и поэзия, и театральная импровизация сливаются в единый художественный жест. В жюри премии тоже представители самых разных отраслей творческого цеха – от экс-галериста, а ныне директора музея современного искусства в Перми Марата Гельмана до музыкального продюсера Андрея Тропилло.
Нынешняя церемония разительно отличалась от прошлогодней. В прошлый раз вел ее Артемий Троицкий, – и вел в странном развязном тоне. За несколько минут он успел обидеть всех, начиная от самого Курехина (отзываясь о нем в духе «Ну, это был такой красивый парень, который хорошо одевался и неплохо играл на разных инструментах») и заканчивая членами жюри (зачитывая список, Троицкий комментировал звездные имена художественного мира репликами типа: «Вообще не знаю, кто такой»), да и зрителям от него тоже досталось. Сама церемония тогда затянулась за полночь – вскрытие конвертов с результатами голосования и объявление победителей были лишь интерлюдиями между номерами гала-концерта, в который было превращено вручение. В этом году оргкомитет, видимо, решил компенсировать прошлогодние ошибки. Церемония прошла кратко, сухо и по-деловому. Александр Малич в летном шлеме был немногословен. Быстрое представление номинантов, лаконичное объявление победителя, буквально по одной благодарственной фразе от каждого, небольшой музыкальный номер-перебивка, следующий клиент. В этом году у премии появился символ: помимо денежного приза победители получают статуэтку, автором которой стал прошлогодний лауреат – один из ведущих петербургских художников Петр Белый.
Первой номинацией стал поэтический перформанс. Это не чтение стихов с выражением, это скорее живая импровизация, затрагивающая тему поэзии и стирающая границы между ней и другими жанрами. Из четверых номинантов трое считают себя художниками, один – «Игуан» – театром. Награда досталась художнице Наталье Першиной-Якиманской за проект «Последний рубеж». Когда художница поднялась на сцену за призом, ведущий Малич с комсомольским задором спросил ее: «Ну что, Наталья, умерла ли поэзия?» Художница сделала каменное лицо и отчеканила: «Давайте бороться вместе!» – правда, не уточнив, с кем и за что.
В этом году у премии появилась новая номинация – public art, то есть искусство в общественных пространствах: на улицах, площадях, в присутственных местах и, в общем, даже на мостах. Искусство, предназначенное не для узкого круга посетителей музеев, а для «человека с улицы». В номинации оказалось достаточно много претендентов. Видимо, это обстоятельство и стало причиной накладок. Вдруг куда-то бесследно исчез первоначально заявленный в шорт-листе проект петербургского дуэта PProfessors, реализованный в Перми и вызвавший довольно мощный резонанс. Странновато выглядела среди прочих работа Ивана Говоркова и Елены Губановой «Ваня, иди домой» – проект, несомненно, прекрасный, простой и впечатляющий, но осуществленный в Пулковской обсерватории аж в 2007 году. Победителем же стал опус, принадлежащий другому дуэту художников, – «Маршрутка» Марины Алексеевой и Бориса Казакова.
Накладки продолжились и в следующей номинации «Кураторский проект» – на этот раз из шорт-листа испарилась выставка Карины Караевой и Йеспера Нордаля «Новая серьезность». Выйдя открывать конверт с именем лауреата, член жюри Александр Боровский по своему обыкновению подпустил цинизма: «Кураторы – самые загадочные и самые ненужные люди. А главные люди – это заведующие! И еще бухгалтерия» – отрезал заведующий отделом новейших течений Русского музея, но всё же объявил лауреата. Приз получил фестиваль Gogol Fest, сделанный в прошлом году в Киеве Екатериной Бочавар.
У премии две музыкальные номинации. Их названия совпадают с названиями двух фестивалей, которые проводит Центр Сергея Курехина: «Этномеханика» и «Электромеханика». За электронную музыку был отмечен петербургский дуэт «Елочные игрушки», за этнику – белорусская группа «Гурзуф». А победителем в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» стал молодой петербургский видеоартист Максим Свищев с видеоинсталляцией «Зал ожидания» – с ней, кстати, можно было непосредственно ознакомиться на выставке номинантов, устроенной на втором этаже Центра Курехина.
Наконец дело подошло к Гран-при. На него претендовали пятеро очень разных участников: мультимедийная опера «Синяя Борода. Материалы дела», спродюсированная петербургским Фондом Pro Arte, нижегородский коллектив «Провмыза» с «Тремя струнными квартетами для одного видео», проект «Метаморфозы» москвички Анны Михайловой, неоднократно показанная в Петербурге медиаопера «Медея. Эпизоды» «Театро ди Капуа» и хип-хоп-опера «Копы в огне» группы Le Cirque de Charles La Tannes. Обалдев от обилия столь разнородных талантов, жюри решило разделить Гран-при надвое. Его получили «Провмыза» и Театро ди Капуа.
Вручая Гран-при, кинорежиссер Сергей Соловьев благодарил не столько лауреатов, сколько хозяев Центра Курехина. «Чудо, – сказал Соловьев, – что при поддержке города удалось сохранить курехинский дом. Здесь живет Сережин дух. Да, это развалина, но именно в таких развалинах работали и выступали Курехин, Цой, Тимур Новиков...» Надо признать, впечатления совсем уж замшелой руины здание Курехинского центра – бывшего кинотеатра «Прибой» – не производит, Фонд Курехина делает всё что может, чтобы поддерживать здесь жизнь. Но вопрос капремонта в здании стоит давно и остро.
Впрочем, еще во вступительном слове глава Комитета по культуре Антон Губанков обмолвился, что диалог городских властей и экспериментального творчества в ближайшее время будет резко активизирован. «Поддержка современного искусства – заявил он, – одно из важнейших направлений нашей деятельности. Мы создали при Комитете по культуре совет по современному искусству, а в следующем году, возможно, появится отдельная строка в городском бюджете». Так что если не в идеологическом (весьма проблемном), то хотя бы в финансовом аспекте искусству есть на что надеяться.
Анна Матвеева
«Фонтанка.ру»
Фото: Дарья Пичугина.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»