Вице-премьеру Дмитрию Козаку, вероятному кандидату на пост губернатора родного города Владимира Путина, достаточно решить всего одну проблему, чтобы прослыть не самым плохим петербургским градоначальником. Непритязательные жители Северной столицы, некоторые из которых греются сейчас в жарких странах, вероятно, до сих пор нервно вздрагивают, когда слышат об огромных сосульках, на борьбу с которыми Валентина Матвиенко предлагала выставить лазерные установки.
Козаку необязательно прибегать к высоким технологиям – навести порядок в жилищно-коммунальной сфере и не допустить повторения прошлогодней, по выражению вице-премьера, «катастрофы» можно и без инноваций.
Для успеха предприятия, которое должно помочь ему избежать упоминания собственного имени всуе, Козаку достаточно успеть подготовить «сани» за оставшийся месяц с небольшим лета. А в случае неудачи не стесняться, а послать-таки «вязать носки» не только чиновников третьей руки, но и руководителей направления городского хозяйства.
Судя по заявлениям вице-премьера Козака, которые он сделал, общаясь с вице-губернатором Петербурга Алексеем Сергеевым (главным по городскому хозяйству и благоустройству), потенциальный будущий губернатор этот тренд чувствует.
Он не только поругал петербургского чиновника за плачевные результаты прошлой и позапрошлой зим, но и пообещал самостоятельно проинспектировать подготовку к холодному сезону 2011-2012 годов в середине августа. Нерадивым исполнителям Козак пригрозил «неотвратимой ответственностью». В жаркий июль, когда не ушедшие в отпуск чиновники думают не столько о будущей зиме, сколько гадают о будущем губернаторе, вице-премьер уже устроил им холодный душ. Дмитрий Козак демонстрирует, что готов не только решать проблему снега не дожидаясь декабря, но и взять на себя ответственность. Это серьезная заявка.
Как прокомментировал «Фонтанке» Даниил Лурье, сын историка Льва Лурье и внук кардиолога Ирины Ганелиной, погибшей прошлой зимой под колесами снегоуборщика - чтобы решить снежную проблему, Козаку, или любому другому потенциальному губернатору, нужно будет заняться целым комплексом проблем. «В ходе суда (семья Лурье судится со Смольным после трагического происшествия) мы поняли, что найти тех, кто отвечает за неудовлетворительные результаты уборки, не так просто. Например, городской комитет по благоустройству, который по смыслу должен быть ответственным за качество уборки, свои полномочия полностью передал на аутсорсинг различным подразделениям.
Также неясно, по какому принципу закупается снегоуборочная техника, как планируется инфраструктура, необходимая Петербургу для хранения снежных масс, - отмечает Даниил Лурье. - Я думаю, новому губернатору в этой связи придется ответить на многие вопросы. Может быть, ему даже стоить пригласить для консультаций специалистов из северных европейских стран, чтобы они поделились опытом по уборке снега». Лурье также заявил, что считать минувшие зимы аномальными в таком северном городе, как Петербург — это большая ошибка. К снегу зимой нужно готовиться системно, тогда и проблем ни у жителей, ни у властей, больше не будет.
А живущий «на крыше» лидер ДДТ Юрий Шевчук, похоже, махнул уже рукой на горхозяйство — минувшей зимой ему довелось шесть раз «пообщаться» с альпинистами, которых он вызывал, по собственному признанию, за свой счет. На вопрос корреспондента «Фонтанки», намерен ли он снизить свою «коммуникационную» активность при новом хозяине Смольного, который вроде как сначала должен «мести» по-новому, музыкант успел сквозь хохот выдать крайне неопределенный ответ.
Напомним, что городскую общественность после двух «аномальных» зим в Петербурге волновал вопрос не только «что делать?», но и «кто виноват?» Правда, ожидаемой расплаты для чиновников, проваливших антиснежную страду дважды, так и не наступило. Практически все руководители коммунальных ведомств сохранили свои должности, оклады и премии, отделавшись легким испугом. Им даже не было объявлено выговоров.
После первой снежной зимы 2009-2010 годов из Смольного, по громкому заявлению губернатора Валентины Матвиенко, отправлены «вязать носки» были 11 чиновников нижнего эшелона. Но уже летом 2010-го стало известно, что большинство из уволенных просто перевели на другие должности в руководстве города.
Как удалось выяснить корреспондентам АЖУРа, уволенный «за снег» бывший директор ГУЖА Невского района Сергей Пьянков остался работать в родной районной администрации на должности начальника службы заказа. Экс-директору «Жилкомсервиса №1» Нине Воздрагановой, как и обещала районная администрация, предложили аналогичную должность на новом месте. Директора ГУДСП «Гражданское» Юрия Бурдоноса всего лишь понизили до заместителя. А самым находчивым из чиновников, попавших в «черный список», оказался бывший замглавы КБДХ Борис Черняшенко, который заблаговременно отправился в декретный отпуск.
Зимой 2010-2011, когда ситуация с сосульками и снегом в Петербурге повторилась, реакция городского начальства была еще мягче. Единственным уволенным чиновником стал начальник ГУДП «Центр» Владимир Абраменко. Он отвечал за уборку снега в Адмиралтейском и Василеостровском районах Петербурга.
По окончании зимнего сезона с отчетом о проделанной работе в Смольном выступал глава жилищного комитета Юрий Осипов. По его словам, за неудовлетворительные результаты уборки зимой выговоры получили 11 руководителей ГУЖА и ЖКСов, а также 600 рядовых сотрудников. Но никто не расплатился за зимний коллапс своим постом.
Позже стало известно об увольнении руководства Жилкомсервиса №2 Петроградского района, на чьей подведомственной территории пострадала эстонская студентка Милана Каштанова. Это управленческое решение, впрочем, принимали не высшие чиновники Смольного, а новый глава Петроградского района Константин Желудков, которому было необходимо заработать очки в глазах обычных жителей.
Александра Гармажапова, Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»