Смольный опять берет курс на отказ от трамвая. Как стало известно «Фонтанке», новый вице-губернатор Сергей Вязалов серьезно сомневается в эффективности этого вида транспорта, и сейчас профильный комитет готовит обоснование необходимости реконструкции и строительства трамвайной сети. А ведь еще в июле правительство приняло масштабную программу развития рельсового транспорта...
Как стало известно «Фонтанке», новый вице-губернатор Сергей Вязалов, курирующий финансовый блок, не видит особого смысла в строительстве и реконструкции трамвайной сети. По данным источника «Фонтанки», эта мысль была высказана им на прошлой неделе в Смольном. Более того: после этого совещания в комитете по транспорту стали спешно готовить для Сергея Вязалова обоснование необходимости развития трамвая. Информацию о том, что такое обоснование готовится, нашему изданию подтвердили и в самом комитете.
В техзадании на выполнение научно-исследовательских работ "Разработка методологических подходов к повышению эффективности и качества работы городского общественного транспорта в РФ... при создании систем легкого рельсового транспорта в СПб и ЛО" оговаривается: "При том, что для крупнейших мегаполисов трамвай - оптимальное решение, ведь по одной полосе он перевозит в час в 10 раз больше пассажиров, чем автотранспорт, и в 3-4 раза больше троллейбуса и автобуса, в целом ряде городов РФ наблюдается тенденция - сокращение трамвайных сетей. Несколько мегаполисов заявляют об обратных намерениях - по созданию "с нуля" сетей легкого рельсового транспорта (Москва, Петербург, Саратов, Екатеринбург), но по различным причинам (в первую очередь из-за недостаточности финансирования) ни один проект не реализован... Галопирующий рост числа частных автомобилей, помноженный на острую нехватку средств для обновления подвижного состава, делает реальной угрозу закрытия многих трамвайных сетей в этих городах...". На исследование отводится 360 дней.
Таким образом, если новая власть от сомнений перейдет к делу, то в «трамвайной» политике Смольного произойдет очередной радикальный поворот. Напомним, что, когда губернатором стала Валентина Матвиенко, то город провозгласил поход против рельсового транспорта – с 2004 года начался массовый демонтаж трамвайных путей и ликвидация целого ряда маршрутов. Так, именно во время этой кампании трамвай перестал ходить по Садовой улице, по Литейному проспекту, по Крестовскому острову, была сокращена сеть на Васильевском. В общей сложности рельсы были демонтированы примерно по 45 адресам.
Однако начиная с 2008 года в Смольном решили повернуться к трамваю лицом и заговорили о том, что этот вид транспорта является наиболее современным, удобным и экологичным. В результате на Лиговском проспекте появилась выделенная трамвайная линия, а также началась разработка проекта «Надземного экспресса», который первоначально должен был связать «Балтийскую жемчужину» и Купчино.
В последние годы число проектов по развитию трамвайной сети росло как грибы: город анонсировал возвращение рельсового транспорта на Садовую улицу, на Литейный проспект, а также представил идею по устройству выделенной линии от Финляндского вокзала до станции метро «Василеостровская». В итоге все эти грибы были собраны в одну корзину: в начале июля на заседании правительства под председательством Валентины Матвиенко была принята концепция развития общественного транспорта до 2025 года, согласно которой Петербург должна опутать сеть выделенных трамвайных линий.
В частности, в концепцию вошли проекты по запуску линий легкорельсового трамвая до Колпино, а также от «Старой деревни» до Коломны (эта линия должна пройти мимо нового стадиона «Зенита» и по западной части Васильевского острова). При этом зачастую чиновники рисовали новые маршруты даже там, где, казалось бы, трамваю совсем не место: так, «Фонтанка» уже рассказывала про идею прокладки путей от «Старой деревни» до «Приморской» через Елагин остров.
Но теперь, судя по всему, все эти смелые проекты могут так и остаться идеями, и лечь в архив, а чиновники займутся развитием, например, автобуса или даже троллейбуса (от которого Валентина Матвиенко, например, обещала город избавить). Отметим также, что первые ласточки того, что новое правительство меняет политику в отношении трамваев, появились еще раньше: недавно Смольный заявил, что пока не готов финансировать строительство линии легкорельса от Пулково до Московского вокзала, а обустройство выделенных линий на Садовой и от Финляндского вокзала до «Василеостровской» было отложено до весны под очень странным предлогом – якобы еще не совсем понятно, кто будет отвечать за их содержание. Притом что только на закупку специальных составов, которые должны были курсировать по Садовой, в конце лета было потрачено 184 млн рублей.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"