Три дня потребовалось полиции Петербурга, чтобы понять, кто расстрелял 26 сентября бизнесмена Сосновцева возле оптового рынка на улице Салова. За последующие 48 часов были установлены мотивы и основной фигурант резонансного преступления. 2 октября задержали подозреваемых в заказе и организации преступления. Первый оказался не только деловым партнером жертвы, но и известным в Петербурге совладельцем клуба боевых искусств, меценатом и религиозным деятелем.
Три дня потребовалось полиции Санкт-Петербурга, чтобы понять, кто расстрелял вечером 26 сентября этого года бизнесмена Сергея Сосновцева возле оптового рынка на улице Салова. За последующие 48 часов Следственный комитет России по Петербургу установил мотивы и основного фигуранта резонансного преступления. 2 октября были задержаны подозреваемые в заказе и организации преступления. Первый оказался не только деловым партнером жертвы, но и известным в Санкт-Петербурге совладельцем клуба боевых искусств и архитектурной мастерской, меценатом и религиозным деятелем.
После того, как вечером 26 сентября этого года неизвестные из автомата Калашникова расстреляли «Порш Кайен», выезжавший с оптового рынка на улице Салова, и убили сидевшего за рулем фактического владельца этого предприятия 48-летнего Сергея Сосновцева, на месте происшествия сотрудникам уголовного розыска достались достаточно скудные факты. Вначале очевидцы рассказывали лишь о светлом «мерседесе», перегородившем дорогу «кайену», о том, как из «мерседеса» выскочил молодой человек без маски, дал автоматную очередь в водительское окно «порша» с расстояния в 2 метра, сел обратно, и злоумышленники скрылись.
- Мы часто ворчим, что граждане не хотят нам помогать, – рассказал «Фонтанке» сотрудник УМВД по Фрунзенскому району. - Но в последнее время отношение петербуржцев меняется. Вот и в этот раз продавщица магазина, расположенного рядом с местом преступления, сама принесла нам визитную карточку, на которой был записан номер скрывшейся иномарки.
Сразу после стрельбы в этот магазин забежала женщина и срочно попросила бумагу и ручку, сообщив, что запомнила номер автомобиля убийц. Один из посетителей протянул ей свою визитную карточку. Дама записала номер и попросила передать полицейским: остаться она не смогла, так как была с малолетним ребенком.
В тот же вечер офицеры полиции ГУ МВД по Санкт-Петербургу пришли к владелице указанного госзнака. Ею оказалась молодая девушка, жительница Калининского района, у которой за пару дней до этого неизвестные украли номера с ее «опеля». Обход квартир в расположенных поблизости домах позволил установить время кражи, так как один из соседей вспомнил о двух подозрительных мужчинах, крутившихся возле ее машины.
История с номерами натолкнула оперативников на версию, что, скорее всего, и «мерседес» должен быть либо похищен, либо куплен без оформления в МРЭО за несколько дней до преступления. Ввиду того, что в приметах «мерседеса» очевидцы указывали на 124-й кузов, то сотрудники уголовного розыска начали обзванивать всех продавцов, которые разместили в Интернете объявления о продаже аналогичной серии.
- Оказалось, что в Петербурге есть целое общество любителей 124-го кузова, – рассказал нам источник в ГУ МВД. - Так что пришлось помучиться.
В результате полицейские вышли на хирурга Военно-медицинской академии, продавшего такую машину как раз перед преступлением. Медик оказался педантичным и сохранил номер покупателя в памяти своей трубки.
Далее была подключена техническая служба полиции, которой удалось размотать историю этой сим-карты. Покупатель явно шифровался – сим-карта была оформлена на жителя Средней Азии, и с нее были сделаны звонки только по объявлениям о продаже 124-х «мерседесов».
Тем не менее к вечеру 29 сентября в кабинетах уголовного розыска на Суворовском уже было понимание того, кто мог стать организатором убийства. Как предполагает следствие, ими оказались профессиональные спортсмены, ранее не замеченные в связях с организованной преступностью.
На протяжении следующих двух суток - 30 сентября и 1 октября - полицейские работали уже с группой следователей ГСУ СКР по Санкт-Петербургу. Непосредственно координировал процессуальную работу начальник управления по расследованию особо важных дел СКР Дмитрий Иванов.
Утром 1 октября оперативно-следственная группа подозревала в организации заказного убийства 37-летнего Маарифа Алекперова. Алекперов является владельцем ООО «Континент», а именно эта фирма несколько лет назад стала арендатором всего рынка на Салова, 52, у компании Сосновцева. После чего Алекперов организовал деятельность по сдаче площадей рынка в субаренду непосредственно работающим там оптовикам. Как рассказали «Фонтанке» знакомые потерпевшего, последнее время Сосновцев был недоволен низкой доходностью «Континента» и хотел прервать отношения с Алекперовым.
Алекперов достаточно известная фигура в азербайджанской диаспоре Санкт-Петербурга. Проживает во Всеволожске, владелец серьезной недвижимости в разных районах города, совладелец охранной фирмы, салонов красоты, «Архитектурной мастерской Филатова», спортивного клуба «Русфайтерс», кинокомпании «Золотой луч». Алекперов мастер спорта по карате, он был продюсером сериала «Олимпийская деревня», где в главной роли снимался Евгений Сидихин. Помимо этого он является религиозным лидером общины мусульман-джафаритов. Его бизнес связан и с продажей продуктов питания, сертифицированных в соответствии с шиитскими нормами. Известен Алекперов еще и благотворительной деятельностью - он помогает детским домам и ветеранам войны. В его биографии было и пятно – в ноябре 2003 года ему и пятерым землякам предъявляли обвинение в похищении человека и вымогательстве, в феврале 2005 года он был освобожден под залог, а в ноябре того же года осужден Калининским судом Петербурга за самоуправство к трем годам лишения свободы условно. Любопытно, что, согласно информации агентства «Росбалт», в начале 2010 года на международной конференции шиитов в отеле «Сокос» Алекперов дал комментарии журналистам о том, что ранее правоохранительные органы проверяли все мусульманские организации без разбора, а сегодня у спецслужб нареканий нет.
На момент принятия решения о задержании тех, кому, по версии следствия, Алекперов поручил найти стрелков, он сам находился в Турции, куда убыл незадолго до убийства Сосновцева. Днем 1 октября 2011 года на Московском шоссе, возле КПП на выезде из Петербурга, машина с двумя его знакомыми была задержана. А чтобы избежать детективных погонь, оперативники при помощи сотрудников ДПС на несколько минут умышленно устроили пробку. Задержанными оказались жители Петербурга 30-летний Ала Алиев и 26-летний Самир Исмаилов – серебряный призер чемпионата Европы по дзюдо в категории до 23 лет 2007 года (выступал за сборную Азербайджана) и активный участник шиитского движения в Санкт-Петербурге. К вечеру этого же субботнего дня со дна Невы возле Большеохтинского моста в месте, указанном Алиевым, водолазами МЧС был извлечен автомат Калашникова, из которого, скорее всего, и стреляли по Сосновцеву. По данным «Фонтанки», задержанные назвали и сумму «проекта», которую выделил им Алекперов на устранение своего бывшего бизнес-партнера, - 60 тысяч долларов, включая оперативные траты. По информации, требующей дополнительной проверки, «мерседес» киллеров, на котором было совершено преступление, был брошен в Петербурге и уже обнаружен оперативниками. 2 октября в столичном аэропорту после приземления рейса Стамбул - Москва при содействии сотрудников погранслужбы был остановлен сам Алекперов. В данное время все трое задержаны в порядке статьи 91 УПК и находятся в изоляторе на Захарьевской улице. Тем не менее, согласно объяснениям задержанных, Алиев и Исмаилов являлись лишь посредниками. В ночь с 2 на 3 октября в Москве питерскими детективами были задержаны оба лица, подозреваемые в непосредственном исполнении преступления. Не обошлось и без столкновения корпоративных интересов между столичными и нашими полицейскими. Так, у одного из задержанных - непосредственного стрелка из Грозного - был обнаружен пистолет ТТ. В отделение полиции, где временно содержались подозреваемые, приехали его родственники, а территориальные полицейские объявили о том, что привлекать к уголовной ответственности за незаконное хранение оружие его будут в Москве, и буквально препятствовали этапированию в Петербург. Только после телефонных переговоров между руководством двух ГУ МВД задержанный был передан офицерам «заказного» отдела питерского главка. 3 октября Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга арестовал по обвинению в соучастии в убийстве Алиева, а Алекперову и Исмаилову продлил срок задержания на 72 часа.
Как прокомментировал «Фонтанке» один из сотрудников полиции: «Суду, конечно, видней, но быстро арестовали лишь Алиева – единственного нищего в буквальном смысле этого слова из всей этой компании. А вот за Алекперова, как видного общественного деятеля, - ходатайствуют».
Сегодня, 4 октября, Фрунзенский районный суд должен рассмотреть меру пресечения двум непосредственным исполнителям убийства, задержанным в столице и уже этапированным в Петербург.
До обеда 5 октября тот же судья должен принять решение и о мере в отношении Алекперова.
Справка:
За последний год в Санкт-Петербурге совершено три дерзких преступления:
- летом 2010 года в Красногвардейском районе преступники расстреляли экипаж ОВО, в результате чего старший сержант милиции Дмитрий Воронин был убит. У него было похищено табельное оружие. В течение недели преступники были задержаны и арестованы;
- накануне нового 2011 года было совершено нападение на инкассаторов на Ленинском проспекте. Двое инкассаторов и случайный прохожий были убиты. Также в течение недели налетчики были задержаны;
- убийство Сосновцева на улице Салова было раскрыто за пять дней. На днях начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Михаил Суходольский на встрече с главными редакторами городских СМИ заявил, что оценит деятельность полиции города, в том числе и по результатам работы по раскрытию убийства Сосновцева.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»
PS: Через час после выхода материала в редакцию позвонил человек, близко знавший Сосновцева, и рассказал, что уже 27 сентября (на следующий день после убийства) тот должен был получить бронированный "Порш Кайен" - о своей безопасности бизнесмен считал нужным заботиться.