Обводный канал станет зоной непрерывного движения транспорта к 2015 году. Для этого придется потратить 19 млрд рублей на 4 тоннеля в местах пересечения с городскими магистралями, 2,1 млрд – на эстакаду в районе проспекта Обуховской Обороны и выхода к Неве. Но на этом опыты не закончатся: в будущем над каналом, возможно, появятся надземные паркинги, под которыми будут плавать яхты и прогулочные катера.
Смольный озвучил стоимость и сроки реконструкции набережных Обводного канала. Как заявил в среду журналистам глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Борис Мурашов, быстро и без проблем проехать от порта до Большой Невы и площади Александра Невского можно будет после 2015 года. К этому времени должны быть построены 4 новых тоннеля («Фонтанка» уже рассказывала об этом проекте): один – на левом, южном берегу реки в месте пересечения с Московским проспектом, второй – также на южном берегу на перекрестке с Лиговским, а также два с обеих сторон Старо-Петергофского проспекта.
По словам Бориса Мурашова, стоимость работ по строительству тоннелей и ремонту всего участка от Старо-Петергофского до Лиговского оценивается в 19 млрд рублей, но эта сумма еще может быть снижена после создания более детального проекта. При этом на конкурс эти работы будут выставлены одним лотом: как рассказал глава КРТИ, это связано с необходимостью координации всех работ и сложностью объекта. Правда, он признал, что подрядчик, выигравший столь лакомый конкурс, неизбежно будет вынужден привлечь субподрядчиков.
На время работ через Обводный будут перекинуты 4 временные металлические переправы, на которых сможет разворачиваться транспорт. После окончания всех работ эти переправы не сдадут на металлолом, а установят в качестве постоянных мостов, однако точные места еще не выбраны.
Однако понятно, что строительство четырех тоннелей автоматически не превратит Обводный канал в скоростную магистраль – ведь на пересечении с Лермонтовским, Измайловским проспектами, Митрофаньевским шоссе и Рыбинской улицей сохранятся светофоры. Именно поэтому в КРТИ надеются, что в будущем на Обводном появятся еще несколько тоннелей – правда, они будут идти не параллельно каналу, а перпендикулярно ему, то есть, например, машины, следующие по Измайловскому с севера, будут нырять под реку и выезжать с другой стороны.
Помимо тоннелей важной частью реконструкции Обводного станет строительство развязки на пересечении с проспектом Обуховской Обороны. Как следует из предварительного проекта, здесь появится эстакада, которая будет выходить прямо к Большой Неве – по ней машины будут выезжать к площади Александра Невского и одноименному мосту. Работы планируется начать в 2012 году, закончить – в 2013-м. Стоимость строительства оценивается в 2,1 млрд.
Отметим, что в комплекс мер, направленных на превращение Обводного в зону непрерывного движения транспорта, также входят два объекта, о которых Смольный уже рассказывал неоднократно. Прежде всего это многострадальная реконструкция набережной под американскими мостами, которую после провала «Флоры» все же обещают закончить к 2013 году: в бюджете на нее выделено около 4 млрд. Кроме того, сейчас ведется проектирование развязки в районе набережной Екатерингофки, которая позволит подключить Обводный к ЗСД; в бюджете на работы предусмотрен 1 млрд рублей. Итого, вместе с тоннелями и эстакадой в районе Обуховской Обороны, на ускорение Обводного уйдет примерно 26 млрд.
Правда, после завершения всех работ – как уже ведущихся, так и только запланированных – опыты над Обводным каналом не закончатся. По словам Бориса Мурашова, в комитете сейчас прорабатывается идея по строительству над рекой многоэтажных надземных паркингов. Сколько именно парковок могут повиснуть над водой, пока неизвестно, однако уточняется, что для реализации этого проекта придется сузить набережную в этих местах.
При этом места для будущих подъездов к паркингам будут зарезервированы в проекте реконструкции Обводного, который сейчас разрабатывается и должен быть реализован к 2015 году. Кроме того, есть идея по обустройству канала для речных прогулок, для чего его нужно будет углубить и почистить: тогда здесь смогут ходить прогулочные катера и яхты. Если, конечно, кого-то заинтересует местный индустриальный пейзаж и шум от непрерывного потока транспорта.
Напомним, что по планам города Обводный канал станет одним из звеньев внутренней объездной магистрали. Как надеются чиновники, в будущем автомобили смогут без проблем следовать от порта и южного участка ЗСД по Обводному к Синопской набережной, а оттуда, перебравшись через Неву, через Пироговскую набережную выбираться на Приморский проспект и выходить на северный участок ЗСД. При этом ранее в эту магистраль входил Орловский тоннель, который должен был связать Смольную набережную со Свердловской. Сейчас, как известно, реализация этого проекта находится под вопросом, однако в КРТИ на всякий случай подготовили альтернативный вариант.
Как рассказал Борис Мурашов, в случае, если Орловский тоннель все же не будет построен, его функции смогут взять на себя две развязки. Для того чтобы попасть с левого берега на правый, автомобилисты, во-первых, смогут использовать Большеохтинский мост. За самим мостом, на Красногвардейской площади, КРТИ планирует построить транспортную развязку с эстакадой, чтобы избежать пробок на этом участке. Во-вторых, для этих же целей можно будет использовать мост Александра Невского: здесь на правом берегу может быть построен тоннель, по аналогии с тоннелем под Литейным мостом.
При этом эти две развязки обойдутся бюджету существенно дешевле, нежели Орловский тоннель, официальная стоимость которого на сегодняшний день составляет 115 млрд рублей (однако она, скорее всего, будет снижена). По словам главы КРТИ, по предварительным расчетам, развязка на Красногвардейской площади может обойтись в 11 млрд; стоимость тоннеля под мостом Александра Невского еще не оценивалась, однако аналогичное сооружение под Литейным обошлось в 1,9 млрд.
Впрочем, Борис Мурашов надеется, что Орловской тоннель все же будет построен, и тогда две эти развязки существенно дополнят его возможности. Отметим также, что у варианта с мостами есть существенный недостаток по сравнению с тоннелем – на период разводки моста транспортное кольцо будет разорвано.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»