Как будет происходить ремонт аварийного Дворцового моста — разузнала «Фонтанка». Согласно разработанному проекту, его пролеты начнут снимать по частям, временно заменяя их пролетами, изготовленными для так и не возведенной переправы через остров Серный. Особенных ограничений по движению не предполагается: операция по замене конструкций одного пролета рассчитана на 2 дня. Но асфальтировать «времянку» не станут – ездить придется по доскам.
Вопрос о реконструкции Дворцового моста уже давно дамокловым мечом завис над Петербургом, и особенно – над Смольным. С одной стороны, как неоднократно признавали чиновники и специалисты, переправа находится в аварийном состоянии и требует немедленного ремонта: подъемный механизм настолько исчерпал свой ресурс, что в один прекрасный момент мост может застыть в разведенном положении. С другой стороны, если просто закрыть его, не предоставив какой-то временной замены, то это может привести к настоящему социальному взрыву: Дворцовый мост является одной из самых ключевых городских переправ. Ранее предполагалось, что его дублером станет Ново-Адмиралтейский мост, однако с приходом в Смольный Георгия Полтавченко его строительство было заморожено.
Как стало известно «Фонтанке», сейчас в ЗАО «Институт "Стройпроект"», где ранее подготовили проект реконструкции, разработали новый вариант. И именно он понравился заказчику – комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Проектировщики обнаружили, что пролеты Дворцового моста по своим габаритам совпадают с пролетами, изготовленными в свое время для моста через остров Серный – еще одного объекта, строительство которого было заморожено с приходом нового губернатора.
В итоге было принято весьма оригинальное решение. Предполагается, что пролеты Дворцового будут ремонтироваться по частям, а на время ремонта их заменят конструкциями с Серного. Чтобы снять пролет и поставить на его место временный, к главной городской переправе будут подгонять плавучие краны, которые и выполнят всю сложную операцию. Затем пролет с Дворцового моста будут отвозить к месту ремонта; скорее всего, это будет стапель возле Румянцевского спуска на Васильевском острове – там же в середине 2000-х годов ремонтировались механизмы Благовещенского моста, когда он находился на реконструкции. Потом отремонтированный пролет Дворцового будут возвращать на место, а на Румянцевский спуск увозить следующий.
По расчетам авторов этой идеи, в этом случае проблемы автомобилистов будут минимальны: на время подготовки к демонтажу движение по Дворцовому будет ограничено лишь частично, а сама процедура должна занимать не больше двух дней. Правда, пронестись по временному пролету с ветерком не удастся: асфальтировать его не будут, а накроют двумя ярусами из досок: нижние доски лягут вдоль моста, верхние – поперек. При этом, как обещают проектировщики, опасности того, что временный пролет сместится или упадет в воду, нет.
Состоит Дворцовый мост из пяти пролетов, однако сложную процедуру по замене конструкций будут повторять не пять, а три раза: боковые, неразводные пролеты, которых по два с каждой стороны переправы, будут менять вместе, а не по отдельности. Что касается разводного пролета, то график ремонта будет построен таким образом, чтобы его реконструкция пришлась на межнавигационный период, когда нет необходимости разводить переправу. На реконструкцию каждого пролета нужно 3 - 4 месяца.
По данным «Фонтанки», окончательное решение, когда начнется сложная оперция по ремонту Дворцового, еще не принято. В бюджете на 2012 год под эти цели заложено только 10 млн рублей – это деньги на поддержание его в нормальном состоянии и окончание всех проектных работ; в 2013 году планируется выделить почти 200 млн и уже в 2014-м – почти 2 млрд. Однако эти деньги могут быть теоретически переброшены с одного года на другой специальным постановлением правительства. Пока, как рассказали «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, рассматриваются два срока начала ремонта – весна 2012 года или весна 2013-го. Остается надеяться, что мост доживет до следующего года и не застынет этим летом в разведенном состоянии.
Отметим, что данный вариант ремонта хоть и является основным, но пока еще не принят окончательно.
Напомним, что Дворцовый мост был построен в 1916 году. В XX веке он несколько раз подвергался косметическому ремонту, однако его пролеты и механизмы не ремонтировались ни разу. Основные проблемы переправы, которые диагностировали специалисты «Стройпроекта», следующие: множественная коррозия металла пролетов в зонах опоры, выход из строя системы водоотвода, разрушение гидроизоляции, износ разводных механизмов. Кроме того, выявлен крен устоев Дворцового моста до 15 см в сторону русла, что привело к смещению опорных частей, а также дефекты гранитной кладки опор, разрушение швов, наличие сколов и повреждений облицовки.
В ходе реконструкции моста, проект которой был одобрен Главгосэкспертизой осенью 2011 года, планируется заменить электромеханическую систему разводки на гидравлическую, усилить металлоконструкции пролетов, заменить дорожное полотно, отреставрировать торшеры и перильное ограждение.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"