Впервые за полвека крупный заказ на поставку подвижного состава для петербургского метро прошел мимо завода «Вагонмаш»: конкурс на производство сразу 102 вагонов общей стоимостью в 2,6 млрд рублей выиграла группа компаний «Трансмашхолдинг». При этом «варяги» должны будут сделать 24 вагона для «Международной» и «Бухарестской», которые не смог поставить «Вагонмаш», несмотря на заключенный в 2011 году контракт.
Петербургский метрополитен подвел итоги конкурса на поставку подвижного состава. Тендера такого масштаба подземка не проводила уже очень давно – в 4 лота были включены сразу 102 вагона, за которые в метро были готовы заплатить около 2,6 млрд рублей. 24 вагона закупаются для обслуживания строящихся сейчас станций «Бухарестская» и «Международная», открытие которых запланировано на конец 2012 года, еще 78 предназначены для замены устаревшего подвижного состава на третьей, Невско-Василеостровской линии.
Как рассказали в пресс-службе петербургской подземки, победителем во всех четырех лотах стал петербургский Октябрьский электровагоноремонтный завод, который принадлежит московской группе компаний «Трансмашхолдинг». Помимо питерского предприятия в состав холдинга входят знаменитый Мытищинский вагоностроительный завод (сейчас – ОАО «Метровагонмаш»), Тверской вагоностроительный завод, Коломенский завод и другие предприятия.
Петербургский завод «Вагонмаш» также участвовал в конкурсе, однако не выиграл ни в одном из лотов. При этом есть один любопытный момент: контракт на поставку 24 вагонов для «Бухарестской» и «Международной» уже был в руках «Вагонмаша» – предприятие выиграло соответствующий тендер, который проводил комитет по транспорту, летом 2011 года, а стоимость подвижного состава тогда оценивалась в 500 млн рублей.
Предполагалось, что все вагоны будут поставлены до конца 2011 года, однако, как рассказали в комитете по транспорту, этого так и не произошло. Контракт с «Вагонмашем» истек 20 декабря, и поэтому когда метрополитен объявил в январе собственный конкурс на покупку подвижного состава, то включил в него и эти 24 вагона – как говорят в подземке, они должны поступить в парк до конца 2012 года, когда планируется открытие двух новых станций. Что касается замены парка Невско-Василеостровской линии, то, по контракту, она будет происходить в 2013 - 2015 годах.
Таким образом, впервые за последние пятьдесят лет столь крупный заказ на поставку вагонов для петербургского метро прошел мимо «Вагонмаша». Как отмечает сопредседатель движения «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимир Федоров, вагоны для первых очередей питерской подземки поставлял Мытищинский вагоностроительный завод, принадлежащий сейчас «Трансмашхолдингу», однако с середины 1960-х годов их стал производить Ленинградский вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова, который сейчас называется «Вагонмаш». Исключением из этого правила стали несколько поставок, в частности несколько лет назад Мытищинский завод построил для Петербурга промежуточные вагоны, при том что головные были «Вагонмаша». Во всех остальных случаях подвижной состав для Петербурга штамповал «Вагонмаш».
Отметим, что формально контракт заключен не с «Трансмашхолдингом», а с Октябрьским электровагоноремонтным заводом (ОЭРВЗ). Однако для него вагоны метро – сравнительно новая продукция, выпуск которой был освоен лишь недавно: так, в 2010 году здесь были произведены 4 единицы подвижного состава для новосибирского метро. При этом, как говорят специалисты, Мытищинский завод активно участвует в сборке составов, которые потом в итоге поставляет ОЭРВЗ. Впрочем, в пресс-службе «Трансмашхолдинга» заверили, что петербургское предприятие холдинга вполне самостоятельно.
Что касается характеристик вагонов, которые будут поставлены в рамках данного контракта, то это будет очередная модификация модели 81-717/714, разработанной в Мытищах в конце 1970-х годов: на ее основе делают свою продукцию и «Трансмашхолдинг», и «Вагонмаш». Как отмечают в пресс-службе «Трансмашхолдинга», отличительной особенностью вагонов, которые будут производиться по этому контракту, станет, в частности, модернизированная кабина машиниста, оснащенная кондиционером и вибропоглощающим креслом.
Кроме того, на головных вагонах будут установлены электронные маршрутоуказатели, на которых будет указано, до какой станции следует поезд. Правда, не совсем понятно зачем такие указатели на Невско-Василеостровской линии, где почти все станции, кроме «Приморской», «Пролетарской», «Обухово» и «Рыбацкого», – закрытого типа, то есть путевой тоннель отделен от платформы дверьми и стенами, и пассажир все равно ничего не увидит. Ситуация изменится только к концу этого десятилетия, когда планируется построить продолжение «зеленой» ветки и возвести еще 4 станции открытого типа – «Новокрестовскую-2», «Ул. Савушкина», «Яхтенную» и «Зоопарк».
Отметим также, что осенью 2011 года ОЭРВЗ презентовал принципиально новый состав 81-780/781 с асинхронным двигателем. Эти вагоны более надежны и просты в эксплуатации, нежели двигатели постоянного тока, применяемые сейчас; изменен и традиционный дизайн вагона. Однако пока метрополитен не собирается покупать их – сейчас опытный образец только проходит испытания. Есть подобная современная модель и у «Вагонмаша» – речь идет о вагонах типа 81-556/557/558.
Напомним, что в прошлом году у "Вагонмаша" возникли проблемы не только с поставкой вагонов для метро: как уже рассказывала "Фонтанка", комитет по транспорту до сих пор не получил от предприятия 4 челночных трамвайных вагона, которые предназначались для обслуживания планируемой трамвайной линии на Садовой улице, хотя они должны были поступить в парк до декабря 2011 года.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"