Бывший Ватный остров понемногу превращается в набережную Европы. Пока, правда, территория бывшего Института прикладной химии (всем известного ГИПХа) больше всего напоминает город Припять — создается впечатление, что сотрудники покидали помещение в спешке, бросая вещи и рассчитывая вернуться в самое ближайшее время. «Фонтанка» заглянула за забор, за которым идет демонтаж зданий ГИПХ.
Денис Садовский
На данный момент на будущей набережной Европы ведутся работы по расчистке территории: проводится, как поясняют в «ВТБ-Девелопмент», демеркуризация почвы и демонтаж существующих строений. На сегодняшний день почти полностью снесены исторические здания спиртоочистительного завода, построенного в 1896-1897 годах по проекту архитектора Роберта Марфельда, и начался снос корпусов, появившихся уже в советское время. Но дом, примыкающий к улице Добролюбова и украшенный агитационным панно по славу советской науки, пока еще цел.
Строительство квартала «Набережная Европы» изменит почти до неузнаваемости и внешний облик, и прежнюю функцию этого участка старого города. Зато, может быть, часть идей, высказанных еще в начале XX века, будет воплощена в жизнь.
Исторически часть Петроградского острова, где сейчас проходит проспект Добролюбова, предназначалась для промышленных построек. В начале XVIII века она входила в портовую промышленную зону - на стрелке Васильевского острова располагался торговый порт, а здесь работал Мытный двор, находились деревянные амбары для хранения льна и пеньки (Пеньков буян). Эта местность очень часто затапливалась невскими водами, поэтому район получил название Мокруши. Здесь протекала река Ждановка, часть её русла в будущем и стала проспектом.
Между Биржевым и Тучковым мостами в Петербурге существовали два острова, уже в советское время искусственно соединенных с Петроградской стороной, – Тучков буян и Ватный остров. До середины XVIII века эти территории района использовались под складские задачи, здесь формировали причальные устройства.
Застройка велась, главным образом, вдоль улиц, проложенных параллельно Малой Неве. К 1737 году в слободе на берегу реки Ждановки была построена церковь Николая Чудотворца, ее расположение и определило место Князь-Владимирского собора. Каменное здание храма было построено на ее месте в 1741-1772 годах.
С середины XVIII века начинается застройка острова Тучков Буян. Здесь в 1763-1772 годах построено каменное здание пеньковых складов по проекту Антонио Ринальди, собственно Тучков буян. Освоение Ватного буяна началось ближе к 1880-м годам , когда на острове появилась регулярная планировка. На нем размещаются складские постройки, сейчас уже полностью утраченные.
На рубеже 19-20 века начинается присоединение островов к материковой части - протоки засыпают, и отрезанным от берега остается только Ватный остров, на котором разворачивается промышленное строительство. В 1896-1897 годах здесь строят комплекс винных складов и здание казенного спиртоочистительного завода по проекту архитектора Роберта Марфельда. Часть территории, примыкающей к Тучкову буяну, занята питомником, на месте которого еще совсем недавно росли деревья. Однако идея превратить Ватный остров в общественное пространство, что называется, «витали в воздухе». Начиная с 1900-х годов эта территория становится местом реализации крупных градостроительных проектов, подразумевающих концепцию создания береговой парадной зоны, впервые озвученную еще в 1860-х годах.
Так, в 1914 году для Ватного острова архитекторы Владимир Покровский и Иероним Китнер разработали проект большого стадиона на 30 тысяч зрителей в неорусском стиле. Но он так и не был построен. В 1919 году в конкурсе на лучший проект районных терм, объявленный мастерской по урегулированию плана Петрограда и его окраин, победил проект Ноя Троцкого, который также остался нереализованным.
Остров отдали науке - в 1919 году в корпусах спиртоочистительного завода размещается Химический институт оборонной промышленности, позднее переименованный в Государственный институт прикладной химии.
К 1930-м годам завершается присоединение территории всех островов к материковой части. И территорию начинают рассматривать как будущую общественную зону. Ленинградские архитекторы предполагали создать Центральный парк — зеленую зону, полукольцом (от Александровсокго парка до Петровского) охватывающую исторический центр. Этот проект даже вошел в Генеральный план Николая Баранова и в план восстановления послевоенного Ленинграда. Вспоминал о нем в одном из последних своих интервью и академик Дмитрий Лихачев.
Однако было принято решение укреплять оборонный комплекс, в 1960-70-х годах на территории построили построены новые корпуса ГИПХа. В 1967 году появился Дворец спорта «Юбилейный» (архитекторы Г.П. Морозов, И.П. Сусликов, инж. А.П. Морозов и др.), а в 2004 - построен торговый центр на углу проспекта Добролюбова и Большого проспекта. И сегодня, по-видимому, с надеждой когда-нибудь создать Центральный парк можно распрощаться навсегда.
О проекте «Набережная Европы» заговорили в начале «нулевых». Официальное распоряжение о переносе ГИПХа и освобождении квартала появилось в 2003 году. История проекта начиналась бурно и непросто и обросла многими судебными процессами. Но к середине 2005 года проект приобрел ощутимого владельца - им стала компания «ВТБ-Капитал». И 5 сентября 2007 года, в рамках первого Международного инвестиционного форума PROestate, вице-президент группы ВТБ Павел Косов заявил, что реальная реализация проекта «Набережная Европы» начнется в Северной столице уже в 2008 году.
Архитектурный конкурс на разработку проекта концепции застройки стартовал в октябре 2008 года. Незадолго до этого здания постройки Роберта Марфельда вывели из списка выявленных объектов культурного наследия и разрешили снести. А заодно создали в охранной зоне «лакуну» - чтобы разрешить увеличить высоту здания нового театра Бориса Эймана до 40 метров.
На конкурсе вполне предсказуемо победил проект Евгения Герасимова и Сергея Чобана. К работе над проектами отдельных зданий квартала были привлечены ведущие европейские архитекторы.
Градостроительный совет результаты одобрил, хотя и довольно сдержанно — в кулуарах архитекторы называли будущий квартал скучным и однообразным. Впрочем, девелоперы эту точку зрения не разделяют — по их мнению, «Набережная Европы» просто обречена на успех, а площадь перед театром и обещанная пешеходная набережная станут новыми общественными пространствами, которых так не хватает в нашем городе.
В течение 2010-2011 годов был переселен на новое место ГИПХ, а в декабре 2011-го года началась подготовка к демонтажу построек. К работам по сносу приступили в новогодние праздники. Инвесторы обещают, что в 2015-м году будет построен театр Бориса Эйфмана, а в 2016-м завершена и коммерческая часть проекта (жилье и бизнес-центры).
Справка 1:
Российский научный центр "Прикладная химия" (ФГУП "РНЦ "Прикладная химия") - крупнейшая в России организация химического профиля. Он был создан в 1919 году на базе лаборатории и Опытного завода Военно-химического комитета Русского физико-химического общества. Среди основателей института видные представители отечественной химической науки: академики Н.С. Курнаков, В.Н. Ипатьев, А.Е. Фаворский, А.Е. Порай-Кошиц, В.Е. Тищенко, профессора Л.А. Чугаев, А.И. Горбов, П.П. Федотьев, А.А. Яковкин, П.И. Шестаков, С.П. Вуколов, Г.А. Забудский, инженеры Б.К. Климов, И.И. Андреев.
Организация первого в нашей стране научно-исследовательского института химического профиля была обусловлена практически полным отсутствием в России собственной химической промышленности и положила начало разработке и созданию важнейших химических производств. В 1924 г. РИПХ переименован в Государственный институт прикладной химии (ГИПХ).
К 1940 году были выполнены проекты ряда химических производств для: Воскресенского, Березниковского, Соликамского, Невского, Череповетского химических комбинатов; Константиновского, Щелковского, Перекопского, Сакского заводов. Это освободило страну от импорта многих химических продуктов. Проектный отдел в Ленинграде не прекращал работу во время Блокады, здесь изготавливали зажигательные средства, гранаты, осветительные сигнальные пакеты, индикаторы ОВ.
С начала 1945 г. проектный отдел включился в работы по восстановлению разрушенных предприятий химической промышленности в Крыму, Ленинграде и проектированию новых предприятий химии, наряду с работами по созданию ракетного топлива. Многие достижения РНЦ "Прикладная химия" были использованы при разработке передовых образцов вооружения и применялись при создании «щита Родины». Одновременно были разработаны системы обезвреживания отходов производства, защиты обслуживающего персонала, окружающей среды.
В 1982 г. на базе ГИПХ создается научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной химии" (НПО ГИПХ), а в 1992 году Указом президента России НПО ГИПХ преобразован в РНЦ "Прикладная химия" в составе Научно-исследовательского института, проектного института, опытного завода и Пермского филиала.
Справка 2:
Роберт Марфельд - архитектор-строитель, автор общественных зданий, представитель модерна. Учился в Вене, аттестован Академией художеств в Петербурге (1883). Академик архитектуры (1887). Строил в Томске, Баку и других городах, но Санкт-Петербург стал тем городом, где талант архитектора проявился в полной мере. Архитектор министерства внутренних дел и других учреждений, общественный деятель, педагог. В конце XIX — начале XX века зодчий занимался перестройкой здания Департамента полиции (наб. р. Фонтанки, 16), строительством винного склада (пр. Добролюбова, 14—16), здания Императорского человеколюбивого общества (ул. Егорова, 26). Яркий образец модерна — детский приют (Ждановская ул., 8), Марфельд — автор двух своеобразных памятников — рабочим Охтинского порохового завода, погибшим при взрыве (1890), и жертвам покушения на Столыпина на Аптекарской набережной (1908). Последнее его сооружение — здание Библиотеки Академии наук (Биржевая линия,: 1; 1913—1914) — завершено в 1920-х годах.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"