В издательстве «Олма Медиа Групп» вышла вторая редакция книги Екатерины Боярской про династию Боярских. Она стала в два раза толще и изменила название. Правда, не радикально. Прежняя называлась «Театральная династия Боярских». Новая - «Боярские. Петербургская династия».
Как рассказала «Фонтанке» автор книги — театровед, переводчик, литератор, член союза писателей Москвы Екатерина Боярская, двоюродная сестра по отцовской линии самого известного представителя династии, артиста Михаила Боярского: «Основной текст увеличился процентов на двадцать-тридцать, плюс добавились дневники нашей с Мишей бабушки и глава про Лизу, которая за те годы, что прошли с момента выхода первой книги, превратилась в серьезную актрису».
Дневники бабушки - это 15 тетрадей, которые написаны петербургской образованной барышней, жившей в период Серебряного века. До сих пор не понятно, как случилось, что они не были сожжены в блокаду, когда и книги-то невозможно было сохранить. «Они пролежали у меня 20 лет, - рассказывает Екатерина Боярская, - с тех пор, как умерла Мишина мама. Я их, конечно, пыталась читать, но поначалу искала только то, что связано с театром. Бабушка действительно каждый день посещала театр, видела Юрьева, Савину, слушала Шаляпина. Описан практически каждый день ее жизни от 17 до 24 лет, до ее замужества, по времени это 1904 — 1912. И потом еще 20-е и 30-е годы - не так подробно. Бабушка вышла замуж за священника, который получил приход сначала в Колпино, а потом в Кинешме. Там он был арестован. Сидел в Суздальской тюрьме. До расстрела. Но бабушка не знала, что его расстреляли, и много лет ждала его домой, и каждый вечер у нее был готов для него ужин и чистая постель. Но все же самые глубокие, волнующие строки, - те, где бабушка описывает свои предчувствия, что скоро останется с детьми одна, что любимого человека от нее заберут, и она ничего не сможет с этим сделать. Бежать в 30-е годы уже было поздно, да дед никуда бы и не побежал: он выбрал свой путь и прошел его честно до конца».
Екатерина Боярская также добавляет, что напечатать дневники бабушки — кстати, полной тезки автора книги, — ее подвигло следующее обстоятельство: два года назад почти одновременно ей позвонили из двух солидных организаций, московской и петербургской, и предложили выкупить и опубликовать эти самые бабушкины дневники. И тут у прямой наследницы возник вполне закономерный вопрос: «А почему, собственно, публиковать эти уникальные тексты близкого человека должен кто-то другой? Почему самим представителям фамилии этого не сделать?» И тогда Екатерина взялась расшифровывать старые записи.
Дневники и разные другие личные свидетельства о времени и о себе пользуются нынче гораздо большей читательской популярностью, чем классическая литература. Но в контексте данной книги дневники петербургской барышни Кати обретают гораздо более весомое значение: это корни большой, яркой, крепкой, интеллигентной (в непорочном, дореволюционном смысле этого слова) семьи, это исток нравственных традиций, это - для потомков - то знание, которое удерживает от потери устойчивости, стержня личности. Этот тот кодекс, который не устаревает, и надежно объединяет родственников, живших в разных веках. Ради него одна из представительниц династии Боярских и превратилась в семейного летописца.