Смольный и РЖД подписали соглашение, по которому часть самого «молодого» парка города Пушкина будет передана под инвестпроект. На бывшей зеленой территории должен появиться детский развлекательно-обучающий центр. Решение было принято на фоне протестов против превращения части другого парка Царского Села, Баболовского, в гольф-клуб. Поэтому неудивительно, что известие о новой форме заботы городских властей пушкинская общественность пока встретила без особого энтузиазма.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в субботу, 2 июня, подписали соглашение о развитии территорий Буферного парка в городе Пушкине, прилегающей к Малой Октябрьской (ныне - Царскосельской) железной дороге. Санкт-Петербург взял на себя обязательства предоставить инвестору сформированные земельные участки, необходимые для строительства многофункционального детского культурно-развлекательного комплекса. А заодно и вынести инженерные сети из зоны будущего строительства.
Кроме того, было принято решение рассмотреть вопрос об исключении Буферного парка из списка зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), поскольку этот статус запрещает вести любое строительство. Заодно, по предложению Георгия Полтавченко, было наложено и вето на «любые операции на этой земле с этого момента». Губернатор поставил вопрос «либо о выкупе городом, либо о предоставлении других участков» компаниям, имеющим в настоящее время договоры аренды или собственности.
О том, что появится в будущем на территории Буферного парка, обе стороны рассказывали очень туманно. Окончательной концепции развития территории пока нет. Полтавченко предложил создать «тематический парк с привязкой к существующей железной дороге, может быть, исторической составляющей, потому что это в Царском Селе». В ответ Владимир Якунин пообещал, что проект будет уникальным для города, и обратил особое внимание на то, что в Царском Селе «не должен появиться традиционный комплекс развлекательных аттракционов». По его мнению, в Пушкине нужно «сделать такое, чего не было нигде, чтобы соответствовало социальной ориентации детей, чтобы они что-то узнали, чему-то научились».
Кто будет «делать такое, чего не было нигде», пока неясно. «Мы подумаем, - пояснил Якунин. - Кто сможет придумать такую концепцию, чтобы мы не занимались тем, что нам не свойственно". Проектная компания должна будет заниматься разработкой концепции с привлечением инвесторов.
Как пояснил «Фонтанке» Александр Карпов, директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ, и эксперт комиссии по городскому хозяйству Заксобрания Петербурга, де-юре строительство на территории Буферного парка вполне возможно. «В Генплане уже предусмотрена застройка части территории, и этот кусок, площадью 13 га, даже исключен из ЗНОП, - пояснил он. – Здесь находится зона И (инженерных сооружений), которая окружена территорией, предназначенной для строительства спортивных сооружений. Фактически это, конечно, застройка парка, но по документам она допустима», - добавил он.
По мнению Карпова, вопрос о создании парка аттракционов в Пушкине «необходимо обсуждать». «Во-первых, не слишком понятно, что именно появится на этой территории и насколько этот проект действительно нужен городу, - отметил эксперт. – Во-вторых, тематический детский парк – вещь, конечно, хорошая, но только в том случае, если он не уничтожит оставшиеся зеленые насаждения».
У общественников Пушкина, которые по иронии судьбы именно во время встречи Полтавченко с Якуниным проводили велопробег в защиту пушкинского же Баболовского парка, проект строительства в Буферном парке вызвал недоумение. «Непонятно, почему это решение было принято без обсуждения с общественностью, без каких-то хотя бы приблизительных предпроектных проработок, - заявили они. – А только на основании смутных идей, картинок и красивых 3-D моделей. Хотелось бы все-таки, чтобы информация о таких соглашениях была более полной».
Вопросов к идее создания тематического парка у жителей Пушкина достаточно. Они отметили, что сейчас Малая железная дорога не доходит до Буферного парка и придется продлевать ветку. Кроме того, на границе зеленых насаждений расположен гаражный кооператив, и владельцы гаражей вполне обоснованно забеспокоились о судьбе своего имущества. Проходит через парк и линия электропередачи, которую, по всей видимости, придется выносить за его границы, и сделано это будет, скорее всего, за счет бюджета.
«Хотелось бы понять, каков будет формат этого нового комплекса, – отметили участники пробега. – Сейчас Буферный парк полностью оправдывает свое название – это тихая, зеленая зона, обозначающая границу города Пушкина и отделяющая нас от Санкт-Петербурга. Во что территория превратится после своего развития, нам непонятно». «Возможно, проект будет прекрасен и всем понравится, - заметили они. – Но, поскольку решение принято, как это обычно делается с проектами развития территорий, втихаря, то и реакция населения возможна самая неадекватная».
Информации о разрабатываемых РЖД планах по освоению территорий, действительно, очень мало. Напомним, впервые о создании тематического детского парка вдоль Царскосельской железной дороги заговорили в июле 2011 года, после того как итальянская компания AntonioZamperlaS.p.A презентовала эту идею Владимиру Якунину во время церемонии открытия нового отрезка Малой железной дороги.
Предложение очень понравилось, и глава РЖД даже предложил журналистам и гражданам города «открыть движение в поддержку» будущего детского парка развлечений. Правда, год назад предполагалось, что под застройку пойдут пустующие территории вдоль трассы – главным образом на отрезке от Шушар до Александровской.
Причем по предложению Zamperla развлекательная зона под названием RussianPark, должна стать «эволюционной моделью классического парка, когда весь пейзаж воссоздан искусственно с целью дать возможность посетителю почувствовать себя как в сказке либо в другом времени или другой стране». Дизайнеры и инженеры проектируют здания, маршруты, эскизы парка в соответствии с выбранной тематикой, и все составляющие парка – рестораны, кафе, гостиницы, достопримечательности – должны точно соответствовать данной концепции.
«Идею можно развивать в нескольких направлениях, - обещали авторы. - В различных зонах парка можно воссоздать другие географические регионы, например зона Парижа в bellépoque, Чикаго 30-х годов, Мексика времен Панчо Вильи или Москва времен Пушкина. В мексиканской зоне посетители могут попробовать мексиканскую кухню, насладиться ярким исполнением мариачи после фахитоса, посмотреть итальянскую комедию рядом с венецианским лагерем и перекусить в истинно итальянской пиццерии». Каким образом эта концепция связана с идеей «обучающего парка» и Царскосельской железной дорогой, осталось неизвестно, впрочем, возможно, между эпохами посетители будут перемещаться как раз по рельсам.
Вторично о предложении вспомнили в октябре 2011 года, когда при помощи Владимира Якунина в Петербург был доставлен пояс Богородицы. Георгий Полтавченко, рассказывая об этом событии, вскользь упомянул, что власти города получили от РЖД «очень интересное предложение по созданию детского парка». Но в подробности ни градоначальник, ни глава РЖД не вдавались. Впрочем, при вице-губернаторе Санкт-Петербурга Василии Кичеджи была создана рабочая группа с участием ОАО «РЖД» и отраслевых комитетов Санкт-Петербурга, но ее деятельность проходила без широкого освещения.
Справка:
Буферный парк, самый молодой из пушкинских парков, расположен на пересечении Петербургского шоссе и Детскосельского бульвара. С юга он ограничен железнодорожной линией — рядом находится платформа 21-й километр и конечная станция новой Детской железной дороги. Строительство Буферного парка осуществлялось в конце 1980-х — начале 1990-х годов и было связано с прокладкой новых улиц и возведением новых зданий на окраине города Пушкина. На территории Буферного парка сохранились остатки путепровода бывшей царской железной дороги (Санкт-Петербург — Царское Село).
Изначально предполагалось, что Буферный парк станет лесным массивом с элементами паркового благоустройства для массового отдыха населения и проведения различных городских мероприятий. В 2007 году здесь было высажено триста берез — так появилась роща 300-летия Царского Села. Площадь территории парка – 54 га (еще 13 га выведено из состава ЗНОП). В последнее десятилетие эта территория много раз привлекала внимание инвесторов.
Один из последних проектов застройки – создание детского развлекательного центра «Интерактивный музей сказок А. С. Пушкина». Девелопером проекта выступало ООО «Консультативный Центр АЛЬТ АИР», автор идеи – ООО «Светоч». Концепция была разработана в 2009 году, однако осталась нереализованной.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"