Завершено расследование дела об убийстве генерального директора ОАО «Кожевенный завод им. Радищева» Анатолия Голикова, который исчез зимой 2005 года. По версии следствия, похищение и убийство были совершены группой из 9 человек, двое из которых до конца следствия не дожили. Среди обвиняемых, по данным Главного следственного управления Следственного комитета РФ Петербурга, есть члены банды Зарипова и банды Рыжего, а также Станислав Тюрин, которого присяжные дважды оправдали по обвинению в организации убийства главы концерна ПВО «Алмаз-Антей» Игоря Климова.
Зимой 2005 года петербургское ГУВД возбудило разыскное дело по факту исчезновения Голикова. В милицию обратились родственники гендиректора кожевенного завода после того, как мужчина не вернулся с работы. Летом 2005 года выяснилось, что Голиков был убит – его тело всплыло в Неве, тогда правоохранительные возбудили уголовное дело по факту убийства.
Раскрыть это преступление удалось в ходе расследования другого громкого уголовного дела – дела так называемой банды Рыжего. Наибольший резонанс из всех эпизодов, вменяемых злоумышленникам, получило нападение на инкассаторов возле моста Петра Великого. Нападение было замаскировано под операцию ФСБ. В ходе перестрелки были ранены двое перевозчиков денег, но налетчики захватили 33 млн рублей. В банду, согласно материалам дела, входили двое из фигурантов нынешнего уголовного дела – Игорь Шалонин и Андрей Новожилов. Шалонин решил пойти на сотрудничество со следствием. Его рассказ позволил установить тех, кто мог быть причастен к убийству Анатолия Голикова.
Среди них оказался и Эдуард Азалутдинов, который, согласно материалам дела, входил в банду Зарипова. Именно он, как считает следствие, непосредственно совершил убийство Анатолия Голикова.
Еще один фигурант этого дела широко упоминался СМИ в 2007-09 годах – это Станислав Тюрин. Он проходил в качестве обвиняемого по делу об убийстве главы концерна ПВО «Алмаз-Антей» Игоря Климова. Суд присяжных, рассматривавший дело Тюрина, дважды оправдал его.
Корни преступления, согласно материалам дела, лежат в истории, которая произошла в начале 2000-х годов. В ОАО «Кожевенный завод им. Радищева» была введена процедура банкротства – завод был убыточным. Но выяснилось, что банкротить нечего: объекты недвижимости были выведены в другое предприятие. И тогда начались судебные процессы по возврату заводу его имущества. Сам Голиков активно принимал участие в этой ситуации, также подавая иски.
По материалам дела, Голиков решил, что готовится силовой захват его предприятия. Причем якобы эту операцию намереваются проводить «тамбовцы». За помощью Голиков пришел к гендиректору ООО «Орлан» Иосифу Осипову. Тот пообещал помочь, но, по версии следствия, «тамбовцы» ему сделали предложение разрешить вопрос с Голиковым за 400 тысяч долларов.
Далее события развивались следующим образом: Давид Осипов, сын Иосифа Осипова, пригласил Голикова к отцу в офис. На выходе Голикова встретили Шалонин и Александр Якубенко. Директору завода предъявили поддельное удостоверение сотрудника ФСБ и предложили проехать с ними. Поскольку на тот момент в отношении Голикова существовало уголовное дело, то он согласился. Но его привезли за город – во Всеволожский район. Здесь Голикова должны были охранять Азалутдинов и Арсений Коринфский. Но к ним, как считает следствие, поступил приказ от Тюрина на убийство, и Азалутдинов зарубил гендиректора топором.
Главное следственное управление СКР Петербурга завершило расследование этого дела. С Шалониным следствие заключило досудебное соглашение: он признал свою вину и дал показания против остальных подельников. Горсуд уже рассмотрел его дело и, признав его виновным, назначил 8 лет лишения свободы. Осипов-старший отрицает свою причастность к этому преступлению. Его сын скончался. Сам Тюрин, отдавший приказ на убийство, прибегнул к ст. 51 Конституции РФ и не дает показаний.
Алексей Михайлов,
"Фонтанка.ру"