Университет профсоюзов готовится к митингу. В начале сентября к строящейся станции метро «Бухарестская» должны выйти 3 тысячи человек с требованиями переименовать ее в «Университет профсоюзов». На крайние меры сторонников переименования толкает тяжелая ситуация - ректор СПбГУ вместе с одним из вице-губернаторов Петербурга решили нанести удар по имиджу заведения Запесоцкого.
Университет профсоюзов готовится к митингу. В начале сентября к строящейся станции метро «Бухарестская» должны выйти не меньше 3 тысяч человек с требованиями переименовать ее в «Университет профсоюзов». На крайние меры сторонников переименования толкает тяжелая ситуация — ректор СПбГУ Николай Кропачев вместе с одним из вице-губернаторов Петербурга решили нанести удар по имиджу заведения Запесоцкого и дезориентировать петербуржцев. Письма с таким содержанием массово рассылают подчиненные Запесоцкого в адрес губернатора Петербурга и депутатов ГосДумы.
Работа всех подразделений «культурного блока» Смольного оказалась парализованной. Чиновники буквально завалены письмами с требованиями переименовать строящуюся станцию метро «Бухарестская» в «Университет профсоюзов». Письменные обращения, на каждое из которых по закону обязательно должен быть дан ответ, исчисляются десятками. Пишут как отдельные граждане, так и целые коллективы, как жители Петербурга, так и проживающие в других регионах страны. Петиции от имени самых выдающихся граждан (например, министра культуры Владимира Мединского или директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, изредка читающих в вузе Запесоцкого лекции) выкладываются на сайте Университета профсоюзов (СПбГУП).
Из обращений становится ясно, что в городе имеет место картельный сговор. «В широких кругах городской общественности обсуждается некое закулисное обращение к вице-губернатору Василию Кичеджи ректора одного из городских вузов (подразумевается Санкт-Петербургский университет — Прим.ред.) Николая Кропачева, не входящего в Совет ректоров Санкт-Петербурга», — говорится в письме на имя депутата ГосДумы Михаила Тарасенко, подписанном «по поручению ученого совета СПбГУП» деканом экономического факультета СПбГУП М.С. Мотышиной и председателем профкома сотрудников Т.В. Кузьменковой. В доказательство этой версии приводятся слова ректора СПбГУ: «В городе есть только один университет, и он расположен на Васильевском острове» — высказывание расценивается как прямой выпад в адрес Университета профсоюзов.
Правда, как пояснил «Фонтанке» проректор-руководитель аппарата ректора Илья Дементьев, позиции по возможному переименованию станции метро «Бухаресткая» Санкт-Петербургский университет не сформировал и никакого мнения по этому поводу не высказывал. Но авторов писем это не смущает.
Все те же Мотышина и Кузьменкова обращают внимание на состав участников Топонимической комиссии. «Решение о названии новой станции метро готовилось топонимистами-любителями, некоторые из которых не имеют высшего образования, — негодуют они. — В составе комиссии вообще нет ни одного авторитетного культуролога. Ученые, обладающие квалификацией доктора наук и выше, представлены только филологами». Последнее обстоятельство добавляет подозрений в адрес ректора СПбГУ. «Все уважаемые филологи тесно связаны с университетом, которым руководит г-н Кропачев, — отмечают авторы. — И это при том, что сегодня в Петербурге работает свыше 100 вузов».
Кроме того, комиссия, не призвавшая в свои ряды «ученых, авторитетных в области культурологии», игнорирует и мнение простых граждан. «Заметим, что в составе комиссии нет представителей профсоюзов, нет и представителей каких-либо массовых организаций, отражающих интересы гражданского общества, — сетуют подчиненные Александра Запесоцкого. — Что не добавляет решениям должного авторитета и убедительности. Не случайно на счету комиссии такие, мягко говоря, сомнительные решения, как присвоение одной из улиц Санкт-Петербурга имени бизнесмена Тинькова». То, что переулок был назван вовсе не в честь действующего бизнесмена Олега Тинькова, а в честь мифического пивовара Порфирия Тинькова, 250 лет назад поставлявшего пиво Императорскому двору, Мотышиной и Кузьменковой не известно.
Но — по тем или иным причинам — комиссия, как следует из письма этих правдолюбов, «не проявила должной объективности и беспристрастности при исполнении своих обязанностей». И, принимая решение по вопросу, имеющему «высокую общественную значимость», прибегла к «недостойным манипуляциям», которые «вызвали возмущение» как сотрудников и студентов Университета профсоюзов, так и «жителей района, жителей города». И в адрес СПбГУП уже поступило «свыше 1000 копий обращений граждан в адрес городских властей в поддержку названия станции «Университет профсоюзов».
Идя навстречу пожеланиям трудящихся, профком СПбГУП намерен организовать 3 сентября митинг у наземного павильона станции, на который обещают вывести не меньше 3000 человек. «К сентябрю желающих принять участие в таком мероприятии может быть существенно больше», — многообещающе предупреждают декан экономического факультета и председатель профкома СПбГУП и просят депутатов ГосДумы «принять меры, адекватные сложившейся ситуации и нацеленные на нормализацию обстановки».
В остальных обращениях тема непрофессионализма Топонимической комиссии, ангажированности принятого ею решения и недопустимости названия станции метро «Бухарестской» развивается с небольшими вариациями. Депутат ЗакСа Алексей Воронцов, обращаясь к главе комитета по культуре (еще Дмитрию Месхиеву), указывает, что это название «глубоко ошибочно и даже вредно в политическом плане».
«Как известно, государство Румыния со столицей в городе Бухарест в лице современного правительства проводит антироссийскую политику времен профашистского правительства Иона Антонеску, переименовывая улицы и площади, имеющие отношение к нашей стране, — пишет он. — Учитывая это, сохранить предложенное более 20 лет назад название станции метрополитена политически недальновидно в современных изменившихся условиях». Как быть в том случае, если следующее правительство Румынии воспылает к России симпатией, депутат не объясняет.
«Затронуты интересы десятков, а может быть — и сотен тысяч людей, — немного в ином ключе развивается мысль Воронцова в письме, подписанном двумя десятками профессоров СПбГУП (особенности грамматики сохранены. — Прим.ред.). — Название «Бухарестская» было принято советской властью более 20 лет назад, без учета реального мнения жителей. И сейчас людям не нужны ни «Бухарестская», ни «Балканская», ни «Екатерина Великая». Нам и без этого достаточно откровенных глупостей, сотворенных чиновниками разных времен и поколений».
Представители профсоюзных объединений различных организаций — от «Силовых машин» до «Ижорских заводов» — в основном настаивают на величии и славе профсоюзного движения. И полагают, что если станция метро будет названа в честь учебного заведения, которое возглавляет Александр Запесоцкий, то граждане страны станут с еще большим доверием и почтением относиться к профсоюзным организациям.
Отдельно рассматривается вопрос об уместности названия «Бухарестская» с географической точки зрения. Длина этой улицы составляет 8,5 километра, поэтому назвать станцию по имени улицы — это, как сообщают авторы сразу нескольких писем, «глумление над здравым смыслом», которое «приведет к дезориентации петербуржцев». А название «Университет профсоюзов» сразу поможет им сориентироваться — это учебное заведение широко известно в городе.
Логически рассуждая, следовало бы предположить, что некто, интригуя против «Университета профсоюзов», играет на руку антироссийскому правительству Румынии и задумывает диверсию по дезориентации петербуржцев, а заодно и дискредитирует профсоюзное движение. Но до таких обобщений авторы писем все-таки не поднимаются.
Точное количество писем, поступивших в комитет по культуре — как напрямую, так и перенаправленные из канцелярий губернатора города и профильного вице-губернатора, — в Смольном «Фонтанке» сказать не смогли. Только отметили, что их количество исчисляется десятками. И на каждое из них чиновники по закону обязаны дать ответ в установленные сроки. Мы только и делаем, что отвечаем, работать стало некогда», — мрачно сообщил один из сотрудников аппарата.
К слову, уже появились повторные обращения. 9 июля на имя Василия Кичеджи поступило коллективное обращение 26 профессоров СПбГУП, которое начинается с претензии — они в течение недели не получили ответа на свое первое письмо. «Хочется Вам напомнить, что письменно отвечать на обращения подобного рода — Ваша обязанность, вытекающая из служебного положения», — пишут авторы и выражают надежду, что получат ответ «в короткие сроки» и он «будет соответствовать существу поставленных вопросов».
Причина массового обращения к эпистолярному жанру проста — 29 июня Топонимическая комиссия не рекомендовала переименовывать утвержденное еще в 1979 году название станции метро. Напомним, в июне глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков обратился к вице-губернатору Василию Кичеджи с предложением переименовать строящуюся станцию метро «Бухарестская» в «Екатеринискую» — в честь императрицы Екатерины Второй. По этому случаю было созвано внеочередное заседание Топонимической комиссии, на котором прозвучало совсем иное предложение — назвать станцию метро «Университет профсоюзов», по имени учебного заведения Александра Запесоцкого.
Участники обсуждения сочли, что «Бухарестская», во-первых, полностью соответствует и правилам петербургской топонимики, и международным нормативам — находящийся под землей пассажир должен иметь представление о том, в какой точке города он находится. Вторая причина — финансовая. «Я специально пригласил на заседание представителей метрополитена, — пояснил корреспонденту «Фонтанки» вице-губернатор Кичеджи. — И попросил их пояснить, сколько будет стоить изменение названия. Они сообщили, что несколько десятков миллионов, поскольку придется полностью менять проект оформления станции. Но почему-то никто из ратующих за переименование не пожелал взять на себя финансирование этой идеи, а для города это обойдется слишком дорого».
Идее совмещать уже готовые мозаики «Бухарестской»с новым названием категорически воспротивились оформители новой станции. «А что произошло в стране, что нужно поменять название? — поинтересовался художник Александр Быстров, автор мозаик, украшающих павильоны большинства станций, построенных в последние годы. — Инопланетяне высадились или что-то еще? Бухарест стоит 500 или 600 лет и будет стоять, чем его название мешает?»
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"