Смольнинский районный суд отказался освободить от отбывания наказания одного из патриархов «бандитского Петербурга», бизнесмена и бывшего чемпиона мира по греко-римской классической борьбе Александра Баскакова в связи с тяжёлым онкологическим заболеванием. Это первый в новейшей истории Петербурга случай попытки реального применения «медицинского списка Магнитского».
Свобода условна
Едва не ставшее революционным для российской Фемиды решение Смольнинский районный суд Петербурга принял на выездном заседании в тюремной больнице имени Гааза, где последние месяцы находится Александр Баскаков из-за тяжёлого онкологического заболевания. Ранее он отбывал наказание в колонии по приговору Куйбышевского районного суда — Баскаков является подельником легенды «бандитского Петербурга» Владимира Барсукова (Кумарина) по первому резонансному рейдерскому делу о захвате ООО «Пушкинское» (кафе «Петербургский уголок») и ООО «Универсам «Смольнинский».
Около года назад Баскакова этапировали в Петербург в связи с необходимостью участия сразу в нескольких резонансных уголовных делах. По словам представляющего интересы Баскакова адвоката Сергея Дунаевского, его клиент сейчас является обвиняемым в рамках уголовных дел о покушении на убийство генерального директора «Приморской строительной компании» Игоря Коренькова в 2003 году и о рейдерском захвате ООО «Услуга». Кроме того, Баскакову, как следует со слов его адвоката, в любой момент могут инкриминировать соучастие в организации покушения на ещё одного легендарного персонажа «бандитского Петербурга» - бизнесмена из Великих Лук Виктора Гавриленкова, которое произошло в ресторане отеля «Невский палас» в 1996 году.
В рамках «убойного» уголовного дела Александр Баскаков, по словам адвоката Дунаевского, находится на подписке о невыезде, в рамках же рейдерского дела мера пресечения ему не избиралась. Так что на данный момент он лишен свободы исключительно в качестве исполнения приговора Куйбышевского районного суда трехлетней давности.
И сегодняшнее решение Смольнинского районного суда касается исполнения именно этого приговора. В принципе, ничто не мешало бы Санкт-Петербургскому городскому суду, где слушается дело о покушении на Коренькова, или следователю, в чьём производстве находится дело о захвате «Услуги», избрать Баскакову меру пресечения, связанную с лишением свободы. Тогда бизнесмен вновь оказался бы за решёткой, даже если сегодняшнее решение Смольнинского суда было бы другим.
Не стал первым среди равных
В любом случае освобождение Александра Баскакова от исполнения наказания из-за болезни могло стать первым в новейшей истории Петербурга реальным использованием постановления правительства РФ № 3 от 14 января 2011 года "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". Это постановление, напомним, вышло после трагических смертей в московских следственных изоляторах обвинявшихся в совершении экономических преступлений Сергея Магнитского и Веры Трифоновой. Постановление определяет 20 заболеваний, при наличии которых человека должны отпустить из-под ареста, несмотря на тяжесть предъявленных обвинений.
В прошлом году этот «медицинский список Магнитского» неоднократно пыталась применить адвокат Наталья Белоусова, защищавшая подельника и старого приятеля Баскакова бывшего депутата Законодательного собрания Ленинградской области Андрея Рыбкина. Но она не успела довести соответствующую процедуру до конца — в декабре 2012 года Рыбкин умер в медсанчасти следственного изолятора.
Сегодня среди создавших себе имидж в начале 90-х известных петербургских бизнесменов, попавших в цепкие объятия правосудия, в похожей ситуации находится бывший депутат Государственной думы РФ Михаил Глущенко. Его адвокат Александр Афанасьев предпринимает все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы изменить ему меру пресечения на не связанную с лишением свободы из-за плохого самочувствия. Но пока адвокату Афанасьеву это не удалось, хотя он даже заявил о намерении обратиться в Государственный департамент США, чтобы председательствующего на «процессе Глущенко» судью Куйбышевского районного суда Петербурга Евгения Дидыка, адвоката потерпевшего Олега Лебедева (что невероятно, так как Лебедев – не госслужащий) и прокурора Ольгу Каранину включили в «список Магнитского».
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»