Велосипедист с двумя мешками через багажник подъезжает к границе.
- Что в мешках? - спрашивает его таможенник.
- Пивные бутылки, - отвечает тот.
- Покажи.
Показывает бутылки.
Так проходит месяц за месяцем. Однажды таможенник встречает велосипедиста в
пивной:
- Признайся, что за контрабанду ты провозишь, из чего она состоит?
- Из велосипедов...
Анекдот
«Я помню первый свой опыт пересечения границы на велосипеде, это была огромная радость. Стоит трехкилометровый хвост, ты потихонечку едешь по обочине — потихонечку, потому что люди выходят из машин, курят, отдыхают - подъезжаешь в первый ряд, зажигается зеленый свет, ты отдаешь свой паспорт пограничнику и быстро проезжаешь в Финляндию», - говорит Сергей Калугин, гид компании «Велофин», организующей туры в Суоми на велосипеде.
У пограничников помимо общеобязательных (паспорта, страховки и пр.) есть два специальных требования к велосипедистам:
Во-первых, должны работать тормоза у велосипеда, во-вторых, в Финляндии запрещено движение без шлема вне велосипедных дорожек. На дорожке — не обязателен. Именно поэтому отсутствие шлема может стать поводом для того, чтобы вас не пустили в Финляндию — от границы до ближайшей велодорожки надо ехать несколько километров. На практике, как правило, пограничники к этому не придираются. А самый распространенный штраф для велосипедистов в Европе - за движение в темное время суток без опознавательных знаков.
Велосипедный сезон продолжается в Петербурге с апреля до середины октября, география поездок постепенно расширяется и на соседнюю Финляндию. Весной 2012 года был организован велопробег из Петербурга в Иматру. Участники разделились на три группы: первая ехала на велосипеде из Петербурга, вторая до Выборга на машине, а потом на велосипедах, третья группа ехала на автомобилях до Светогорска, после чего тоже на велосипедах. В нынешнем году, судя по обсуждениям на форуме клуба «Велопитер», повторить поездку планируется в начале июня.
Упомянутая выше компания «Велофин» в нынешнем сезоне начинает туры для велосипедистов в Иматру и Лаппеенранту: автобус доезжает до границы, далее участники пересекают границу на велосипедах и отправляются колесить по приграничной Суоми. Разработчики даже придумали специальный прицеп для перевозки велосипедов: «Наша собственная разработка, у нас погрузка до 20 велосипедов занимает несколько минут».
Перспективы для своего бизнеса компания оценивает как хорошие: в Петербурге около 1,5 млн владельцев велосипедов, а ежегодно покупается еще 200 тысяч. При этом рынок велотуров в Суоми достаточно небольшой: помимо компании «Велофин» работает клуб велосипедного туризма, организующий велосипедные поездки по Финляндии (к примеру, по Аландским островам). В Выборге работает такси, воспользовавшись услугами которого можно уехать в Суоми вместе с велосипедом. Это весь или почти весь рынок велотуризма.
Ехать в Финляндию из Выборга на велосипеде, по словам Максима Михайлова, директора компании «Велофин», проще всего через Брусничное, дорога на этой трассе более-менее хорошая, "на ней не очень страшно". Крутить педали от Выборга до Светогорска намного сложнее из-за сложного полотна и большого количества фур. Отправляться в Финляндию напрямую из Петербурга по трассе «Скандинавия» решаются только отчаянные смельчаки.
От границы до Иматры около 5–6 километров, от Брусничного до Лаппеенранты около 25 километров — во втором случае для неподготовленного велосипедиста дорога от границы и обратно может быть серьезной нагрузкой. Однако рядом с МАПП «Брусничное» есть город Нуийямаа, там есть места для отдыха, есть выход на Сайменский канал, где можно погулять по берегу, можно также доехать до Музея Сайменского канала.
В Финляндии можно, кстати, купить хороший велосипед - в магазинах секонд-хэнд (kirppis). А в России, по мнению специалистов, «приличный велосипед, который не рассыпется, стоит от 9 тысяч рублей». А б/у велосипеды в хорошем состоянии можно купить и дешевле.
Почему Финляндия, а не, к примеру, Эстония? «Потому, что в Финляндии развита велосипедная инфраструктура», - говорят в компании «Велофин». В Европе — в частности, в Дании или в той же Финляндии — для велосипедистов «полный рай», есть специальные полосы или парковки, во многих городах аренда велосипедов бесплатна, есть строгие правила движения.
«Велосипедный рай в Европе появился не просто так — были и демонстрации. Мы, конечно, не призываем бороться за развитие велосипедной инфраструктуры таким образом», - говорит Сергей Калугин. Эстония, по его словам, в плане развития специальной инфраструктуры обгоняет Петербург.
В нашем городе, напомним, разработана концепция по развитию велосипедного движения (подробнее на "Фонтанке.ру"). Впрочем, о развитии ее пока не сообщается, в феврале депутаты даже отправляли запрос губернатору, уточняя, планирует ли город реализовывать эту концепцию (ответ был положительным).
В то же время, по словам экспертов, при переоборудовании города стоит учитывать ряд моментов: так, уже сложились стихийные маршруты, которые стоит закрепить. К примеру, очень много людей едут на работу через острова (через Тучков мост, начало набережной Макарова, далее на Благовещенский мост). На велосипеде быстрее: в час пик в городе автомобиль едет со скоростью 13 км/час, а велосипед – 17 км/час.
Что касается велосипедных дорожек в городе, то они, по мнению специалистов, могли бы быть созданы на той линии, где сейчас стоят на тротуарах рекламные тумбы и щиты — фактически эту часть тротуара пешеходы не используют. «Ты едешь на велосипеде, и такое ощущение, что еще чуть-чуть, и они чиркнут тебе по уху».
Кроме того, в России для велосипедистов не приспособлены электрички: «По нашим правилам ставить велосипед можно только в тамбуре, там летом, как правило, скапливается большое количество велотуристов, чем бывают очень недовольны бабушки с сумками».
Ссылки:
О путешествиях по Финляндии на велосипеде на "Фонтанке.fi"
Обсуждение поездок по Финляндии на сайте клуба «Велопитер»