Перевод авиарейсов из Пулково-1 и Пулково-2 в новый терминал, который хотели закончить к концу января, отложен пока до неопределенного срока. Из-за дополнительной экспертизы терминального проекта аэропорт так и не может получить необходимые разрешения в Ростехнадзоре и Росавиации. Авиакомпании терпеливо ждут. Пограничники и таможенники продолжают работать в терминале, по информации «Фонтанки», только по устному распоряжению вице-премьера Аркадия Дворковича, а полицейские страдают из-за нехватки личного состава.
Аэропорт Пулково начал переводить рейсы в новый терминал сразу после своего открытия 4 декабря. Так, с этого дня новый транспортный объект стал обслуживать рейсы авиакомпании «Россия» в Дюссельдорф, Мюнхен и Франкфурт, а 9 декабря в новый терминал перевели и остальные рейсы «России» в Германию — в Гамбург и Берлин. Кроме того, с 6 декабря там начали обслуживать рейсы авиакомпании «Трансаэро» в московские аэропорты Внуково, Домодедово.
Предполагалось, что рейсы будут переводить из Пулково-1 и Пулково-2 постепенно и дело закончат к концу января 2014 года. Однако с переводом рейсов «России» и «Трансаэро» процесс остановился, и теперь, как стало известно «Фонтанке», передача маршрутов отложена пока до неопределенного срока. Напомним, что после полного перевода рейсов планируется закрыть здание Пулково-1 на реконструкцию, соединить его с новым терминалом и в середине 2014 года открыть вновь. Единый комплекс из старого и нового здания будет обслуживать до 17 млн человек в год. Будущее Пулково-2 не определено, рассматривается, в частности, его использование авиакомпаниями-дискаунтерами.
Как пояснили в пресс-службе ООО «Воздушные ворота Северной столицы», сейчас новый терминал по-прежнему работает в тестовом режиме с ограниченным количеством выполняемых рейсов. «В ближайшее время ООО "ВВСС" планирует получить всю необходимую разрешительную документацию от государственных органов и продолжить перевод рейсов авиакомпаний в новый терминал», — сообщили в компании.
Как сообщил «Фонтанке» начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации Олег Гринченко, проблема по-прежнему заключается в отсутствии у ВВСС положительного заключения Главгосэкспертизы. Оно, в свою очередь, служит основанием для выдачи Ростехнадзором заключения о вводе в эксплуатацию терминала. А без этого документа Росавиация не может выдать аэропорту сертификат аэропортовой деятельности, необходимый для полноценной работы нового терминала. «Да, есть определенные документы, которые они ("Воздушные ворота". — "Фонтанка") должны были оформить, утверждение которых не от них зависит. Была проведена проверка Росавиации, которая показала, что все соответствует требованиям сертификата. Но он не выдан, потому что нет заключения экспертизы и документа о вводе», — сказал Олег Гринченко.
Сейчас третья корректировка проекта строительства терминала и вспомогательной инфраструктуры находится на экспертизе. Официально срок действия контракта с экспертным органом у ВВСС истекает в первых числах февраля. Завершится ли проверка документов к этому сроку, пока неизвестно. В некотором неведении находятся и сами авиакомпании. В «Трансаэро» сообщили, что не располагают информацией о сроках перехода в новый терминал. Не может похвастаться определенностью с переводом рейсов и авиакомпания «Россия».
Стоит отметить, что эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры, не введенных в эксплуатацию, является распространенной практикой в Петербурге. Так, например, до сих пор не сдан северный участок Западного скоростного диаметра. В аналогичном положении находятся и многие другие городские дороги, общая стоимость которых составляет несколько десятков миллиардов рублей. В бюджете даже есть специальная строка, посвященная содержанию таких объектов.
Когда в октябре 2013 года завершился ремонт Дворцового моста, проект реконструкции в это время находился на повторной экспертизе. То же самое было с тоннелями под железнодорожными Американскими мостами на набережных Обводного канала. Подобные случаи происходят потому, что строители неизбежно отклоняются от проекта, так как невозможно всего учесть на бумаге, утверждают чиновники и строители. Повторная экспертиза для многих содержателей транспортных объектов является способом перестраховаться: в случае ЧП ответственность ляжет на орган, согласовавший изменения в проекте. Поэтому часто подвергаются экспертизе даже незначительные его корректировки.
Несмотря на это, отсутствие заключения о вводе в эксплуатацию нового терминала создает некоторые сложности в работе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов. К примеру, никто еще не видел ни одного документа, позволяющего работать в терминале пограничникам и таможенникам. По данным «Фонтанки», когда этот вопрос поднимается на совещаниях, говорят чуть ли не об устном распоряжении вице-премьера Аркадия Дворковича.
Что касается сотрудников полиции, то они приступили к работе на объекте с момента закладки фундамента — занимались охраной, проверяли строителей совместно с миграционной службой. Теперь же, когда терминал открыт, полицейских на объекте не хватает, поскольку их руководство не может в необходимом количестве распределить подчиненных на объекте, которого не существует на бумаге.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»