Автодилеру «РРТ-Моторс» пригрозили банкротством – такой иск компании Nokian Tyres уже поступил в арбитражный суд. Эксперты убеждены, что он будет отклонен, но может стать «искрой, из которой разгорится пламя». Ведь помимо шинного завода претензии к автодилеру имеют сотни доверившихся ему покупателей.
Скандалы вокруг петербургского холдинга «РРТ» разгораются уже не первый год. Поставщики, партнеры и потребители подали уже полторы тысячи исков. Именно к ООО «РРТ-Моторс» был предъявлен и второй в истории Северной столицы иск Роспотребнадзора о ликвидации организации за многочисленные нарушения прав потребителей.
«РРТ» – живее всех живых?
Заявление ООО «Нокиан Шина» о банкротстве автодилера поступило в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 15 января, заседание по его рассмотрению пока не назначено. Поводом для предъявления таких требований стало вынесенное в октябре судебное решение о взыскании с ООО «РРТ-Моторс» задолженности в 46,3 млн рублей.
На шинном заводе отказались комментировать спор с автодилером, а вот председатель совета – директор автохолдинга «РРТ» Юнис Лукманов (бывший глава жилищного комитета Санкт-Петербурга и администрации Адмиралтейского района) узнал о рассматриваемом деле о банкротстве от журналиста «Водителя Петербурга». «Я не в курсе ситуации с иском ООО «Нокиан Шина», вопрос несерьезный. Наверное, если бы ситуация была серьезной, я бы о ней знал. Да, последние три месяца для холдинга были сложными. Была и критическая ситуация, но мы серьезно выправили ситуацию, а потому сейчас всё должно быть нормально. Мы финансово устойчивы, и вопрос о банкротстве рассматриваться не будет. Наверное, в процессе рассмотрения дела в арбитражном суде мы заключим мировое соглашение», – констатировал Юнис Лукманов. Разобраться в ситуации с ООО «Нокиан Шина» он обещал не раньше 20 – 21 января.
Данные бухгалтерского учета, представленные «Водителю» Федеральной службой государственной статистики, свидетельствуют о том, что ООО «РРТ-Моторс» уже давно вело рискованную финансовую политику. Так, на начало минувшего года долги достигли 4,5 млрд рублей, что в 13 раз превышало собственный капитал предприятия и его чистые активы. За год компания умудрилась более чем в 11 раз увеличить объем продаж, тогда как ее рентабельность снизилась до 0,6 процента. Отрицательное сальдо финансовых операций наблюдалось уже в 2012 году.
Опасный фальстарт
По мнению юристов, иск ООО «Нокиан Шина» о банкротстве автодилера фактически «обречен». Ведь само решение о взыскании спорного долга в 46,3 млн рублей пока не вступило в силу: ответчик оспорил его в апелляционной инстанции, заседание которой состоится в конце января. «По закону право подавать заявления о банкротстве возникает только с даты вступления в законную силу решения суда о взыскании с должника спорной суммы, – поясняет Екатерина Привалова, юрисконсульт по частному и публичному праву «Объединенной Консалтинговой Группы». – Поэтому если у ООО «РРТ-Моторс» нет иных долгов перед шинным заводом, то дело о банкротстве должно быть прекращено, даже если к моменту его рассмотрения решение по денежному спору вступит в силу».
Сам по себе иск шинников может быть своего рода «предупредительным выстрелом», считают эксперты. «Нередко для компании намного проще заплатить долг обратившемуся с заявлением кредитору, чем ввязываться в банкротное дело, которое требует порой больших ресурсов», – говорит Евгения Станиславская, старший юрист практики разрешения споров компании Rightmark group. Были случаи, когда даже простые дольщики (например, строительной компании «Л1», бывшего «ЛЭК»), подавая иск о банкротстве, выбивали требуемую сумму.
Но юристы не исключают и обратной ситуации. «Возможно, «РРТ» будет не против банкротства. В этом случае подавшему иск придется искать арбитражного управляющего, «стимулировать» его работу и так далее. Для большинства рядовых потребителей это неподъемная ноша. К тому же, имея мизерную долю в общей сумме задолженности, гражданин не получит голосов, значимых для принятия решений на собрании кредиторов», – поясняет Екатерина Привалова.
Налетай, торопись, покупай живопись
В то же время эксперты убеждены, что уже сейчас потерпевшим есть смысл подавать заявления о вступлении в дело о банкротстве, начатое по инициативе ООО «Нокиан Шина». В этом случае оно может быть продолжено, даже если самой шинной компании не удастся доказать свои права. «Кроме того, потребителям целесообразно подавать жалобы в правоохранительные органы и иные инстанции. Практика показывает, что в делах о банкротстве та же прокуратура активно отстаивает интересы потерпевших граждан», – отмечает Екатерина Привалова.
Если суд признает требования кредиторов (тех, кому задолжало ООО «РРТ-Моторс») обоснованными и введет процедуру наблюдения, все взыскания по уже выданным исполнительным листам будут заморожены. Также прекращается начисление пеней и действие иных санкций за несвоевременное погашение задолженности. Под угрозой могут оказаться и сделки по передаче имущества объемом свыше 5 процентов балансовой стоимости активов компании, находящейся в состоянии банкротства. Но покупателей автомобилей такая мера, по идее, не должна затронуть в силу относительно мизерной стоимости транспортных средств. А вот никаких преимуществ потребители в процессе банкротства иметь не будут: наряду с другими кредиторами (тем же ООО «Нокиан Шина», поставщиками и так далее) они будут делить «общий пирог».
Справка
ООО «РРТ-Моторс» было создано в 2008 году. По данным налоговой службы, учредителями являются автохолдинг «РРТ» и оффшорная компания «Калвоса Трейдинг Лимитед». Автодилер является правопреемником рада компаний, зарегистрированных в Республике Татарстан.