Вскоре Градсовет рассмотрит, сколько земли ОАО «Реактив» должно уступить строительным компаниям. А в школе нас знакомили с пищевой цепочкой: вымрут зайчата – перемрут лисички – есть им будет нечего. Потом не станет медвежат. И так до звериного апокалипсиса. Вздохнем об импортозамещении.
Понимаю строительных монстров, упорно подбирающихся к земле под нашим предприятием «Реактив». 10 лет назад я думал весьма схожим образом. Надеюсь после «черного» понедельника не до меня одного дошло, что производство более перспективная история, чем сдача площадей в аренду.
Когда в 2004-ом мы покупали «Реактив», предприятие было убыточным и в первую очередь нас привлекали его 20 тысяч квадратов на первой линии Октябрьской набережной. Метры отлично подходили для перепрофилирования под торговый или офисный центр. Мы тогда не знали, что были в тренде прошлого.
Но со временем концепция поменялась.
Мы втянулись и объединили наши крупнооптовые компании с «Реактивом» в один химический дивизион. А часть свободных площадей отремонтировали и сдали в аренду. Получилось интересное неубыточное сочетание – 7 тысяч товарных позиций, 3 тысячи потребителей, более 300 работников.
Сегодня «Реактив» относится к реальному сектору экономики и развивается не по спекулятивным законам рынков недвижимости и земли. Нам неоднократно делали выгодные предложения о покупке и всегда они опирались только на стоимость метров. Мы отказывались, а нас обвиняли в попытке выторговать больше.
Санкции, а за ними и мистер доллар блокируют широкую возможность покупок товаров за рубежом. Но, несмотря на оптимизм импортозамещения, «Реактив» плавно отжимается со своих площадей.
Нас упрекают, что у нас со строителями обычный спор. Очнитесь, коллеги. В России уже катастрофический дефицит производств при катастрофическом профиците недешевого жилья и торговых площадей. Мы, друзья, уже вышли за рамки распри хозяйствующих субъектов.
Тут конфликт идеологем – максимально быстро извлекать максимально большую прибыль или перейти к концепции создания промышленных ценностей. Порекомендовал бы вспомнить русскую сказку о репке. Не нас – «Реактив», а нас – промышленников вытягивать хором надо.
И если мы возьмем в качестве инструмента не слишком сложную концепцию заинтересованных сторон, увидим, что внутренние стейкхолдеры – работники, менеджмент, собственники – заинтересованы в сохранении рабочих мест, заработной платы, прибыли. Люди не просто имеют возможность работать в принципе, а могут работать по той специальности, которой они обучались.
Мы увидим, что партнеры также заинтересованы в нас. Нашу продукцию сложно заменить, а контрагенты напрямую зависят от того, есть ли у них наши реактивы. Предприятие-то нишевое, продукция его уникальна.
А государство, местное сообщество, общественные организации тоже должны быть «за» его сохранение. Опять – рабочие места, налоги, да и являемся мы единственным в этом сегменте предприятием.
Понятно, что зайчики и медвежата – лиризм.
Смысл же, надеюсь, все равно остается. Пока даже не на бумаге, а только в Интернете.
Основной акционер ОАО «Реактив» Сергей Моренков