Ажиотажный спрос на электронику и бытовую технику оставил у петербуржцев неприятное послевкусие. Торговые сети не справились с объемом заказов, в результате многие не получили свои покупки вовсе, а цены – поднимались в процессе путешествия к клиенту. Многим клиентам пришлось доплачивать, чтобы забрать свой товар. В магазинах признают свои недостатки, но объясняют их тем, что не могли предсказать спрос. С падением ажиотажа и отскоком рубля цены, между тем, не упали. И возможно, после Нового года вырастут еще больше.
Продавцы электроники и бытовой техники в Петербурге из-за возросшего в несколько раз спроса на прошлой неделе, связанного с быстрым ростом курсов евро и доллара, не справились с нагрузкой, создав клиентам трудности. Как сообщают чители «Фонтанки» и пишут блогеры, многие заказы оказались отмененными, и вместо них предлагалось оформить новые – однако уже по более высоким ценам. Хотя среди отмененных были и уже оплаченные.
Петербуржцы осаждали магазины три дня подряд, с 16 по 18 декабря. Резкое падение рубля началось 15-го числа, а с 16-го Центробанк повысил ставку, по которой кредитует коммерческие банки, с 10,5 до 17%. В первые дни это не привело к укреплению рубля, а, наоборот, спровоцировало еще большее его удешевление, поэтому горожане, опасаясь резкого роста цен, отправились в магазины.
«Эльдорадо»
Житель Петербурга купил 13 декабря холодильник и оплатил его стоимость в размере 35 509 рублей. «Доставка должна была быть 17 числа. Не доставили, холодильник не привезли. Сказали «сбой системы», и «была двойная продажа». Ничего, мол, поделать не можем. Причем такие же холодильники есть, но уже по 44 000 рублей. Предлагают доплатить, и тогда типа привезем», — сообщил он «Фонтанке».
Как объяснили «Фонтанке» в «Эльдорадо», в связи с ажиотажным спросом и серьезным дефицитом товаров не исполненные заказы в магазинах автоматически аннулируются системой через два дня. «Здесь именно такая ситуация. В магазинах [были] очереди, и, увы, на всех желающих товара не хватает. Количество обращений в колл-центр выросло в разы, и дозвониться было действительно сложно. Для пояснения ситуации мы разместили информацию на сайте [с рекомендациями для покупателей], а также перевели магазины на 14-часовой рабочий день», — сказали в компании.
Что касается клиента, который оплатил холодильник, но не получил товар, в «Эльдорадо» сообщили, что могут ему помочь, но для этого магазину необходим номер заказа. Но 22 декабря уже исчезла в этом необходимость: клиент сообщил «Фонтанке», что «путем жестких переговоров [в магазине] уменьшили сумму доплаты до 4000 тысяч с 9000». «Но доплатить пришлось», — отметил он.
В «Эльдорадо» в оправдание говорят, что цена на товар действительна на момент заказа (если он не был аннулирован). И есть примеры, когда в магазине цена уже выросла, а заказ выполняется по старой цене. Такие данные действительно есть в социальных сетях – например, Елена покупала плиту через сайт с самовывозом. В минувшую субботу она получила сообщение, что товар на месте и его можно забрать. «Хотя на сайте уже в четверг плита стоила дороже на 6 тыс. рублей, сегодня забрали по старой цене», — пишет Елена на своей странице в "Фейсбуке".
«Юлмарт»
Проблемы были и у клиентов «Юлмарта», который продает товар в основном через Интернет, а выдает на пунктах выдачи со складов. «Компания "Юлмарт" не справилась с объемом по выдаче ранее оплаченного товара и [18 декабря] оставила своих клиентов на улице. Товар не отдали, люди до пяти утра ждали, компания ситуацию не комментирует... Интернет-магазин снял брони по таким товарам и продает их по новым ценам другим покупателям», — сообщил «Фонтанке» читатель.
Еще один клиент оформил заказ 15 декабря и должен был получить его 17-го числа на складе на Шлиссельбургском проспекте, 24. Однако выяснилось, что товара нет и получить его невозможно. «Выводы: потерял 15-процентную скидку по купону, получил массу впечатлений о «прекрасном» сервисе в вашей компании», — пишет клиент в группе «Юлмарта» в сети «ВКонтакте». «В данный момент есть некоторые технические проблемы, — отвечает ему представитель магазина. — Ваш товар не поступил на Аутпост [мини-магазины «Юлмарта», где можно получить товар, не дожидаясь отгрузки с центрального склада]. Вы можете выбрать и заказать аналогичный товар из ассортимента на нашем сайте».
И наконец, еще один пример: «В "Юлмарте"— стиральную машину обещали привести после 5 января, а мне стирать надо! Как ждать? Грязнуля?» — пишет пользователь Etsmeah Krukov на своей странице в сети «Фейсбук».
«В связи с резким ростом клиентских заказов, могли возникать сбои при приемке и выкладке товаров в системе хранения. То есть товар, заказанный и оплаченный клиентом, не находился на положенном месте на складе хранения. Резервы по таким заказам снимались для возврата клиентам оплаченной за товар суммы. На данный момент проблема локализована и проводятся работы по устранению ошибок», — сказали «Фонтанке» в «Юлмарте».
«Юлмарт» и «Эльдорадо» не единственные магазины, оказавшиеся в трудной ситуации, просто их объем продаж больше, потому и больше конфликтов. Но интернет-магазин бытовой техники «Холодильники.ру», к примеру, вовсе приостановил оформление новых заказов до вечера 25 декабря.
«Прием заказов отключен и онлайн, и по телефону. Все силы диспетчеров брошены на обработку ранее принятых онлайн-заказов... Магазины все работают, но выдача товара занимает больше времени, чем обычно. Многие производители в текущих условиях повышают цену товара. По всем сделанным ранее заказам мы сохраняем цену заказа при условии, что на момент контакта с вами диспетчера товар есть у нас в наличии, или вам будет предложен его аналог тоже по старым ценам», — объявил интернет-магазин.
Цены продолжают расти
Отдельного внимания заслуживает ситуация с ценами. Они росли не только в момент ажиотажного спроса на прошлой неделе, но и продолжают расти сейчас. Например, в «Эльдорадо» говорят, что новые партии товаров отгружаются уже по более высоким цены, а некоторые поставщики приостановили поставки своих товаров до прояснения ситуации на валютном рынке. «Но в основном это небольшие производители, не входящие в топ-20», — отметили в магазине.
В середине декабря, около 17-го числа, объявили о приостановке отгрузок товара во все магазины России компании Kitchen Europe и KitchenAid «в связи с форс-мажорной ситуацией на валютном рынке». «Такая ситуация продлится несколько дней. В связи с этим не все заказы смогут быть оперативно выполнены. И не весь товар есть в наличии по ценам, которые указаны на сайте», — говорится в сообщении производителя. На момент публикации статьи сообщения на сайте уже нет.
Цены на некоторые товары выросли почти на 100%. Так, телевизор Samsung UE32H6410AU в «Юлмарте» 10 декабря стоил 20 890 рублей, 21 декабря — 35 260 рублей, а сегодня, 23-го числа, он стоит уже 38 990. Причем он имеется в наличии только в двух из 54 пунктов выдачи в Петербурге. Вентилятор на присоске Alca 12В еще 18 ноября стоил 120 рублей, а 21 декабря — уже 350 рублей. Сейчас, когда ажиотаж исчез, он чуть подешевел – до 320 рублей – и есть в наличии лишь в трех магазинах.
В конце ноября компания Apple также повысила цены на свою продукцию в России. Например, iPhone 6 Plus с объемом памяти 128 Гб подорожал на 11 тыс. рублей – до 52 990. На днях, 21 декабря, его можно было купить в магазинах за 70 490 рублей, а теперь «Юлмарт» хочет за него 77 990. Отметим, что официальная цена дилера Apple в России к 22 декабря составляет эту же стоимость. Утром 22-го числа телефона даже не было в наличии в «Юлмарте», сейчас он появился в двух пунктах выдачи.
И даже российский YotaPhone2 подорожал до 40 тысяч рублей.
Бойцовский спрос
Бывали случаи и на грани драки. «Наблюдал картинку, грустную, правда... Две дамы поколотили весьма субтильного на вид мужика ("хрупкого". — "Фонтанка") и отжали у него последний телевизор. Все происходило в "М-Видео". Сижу вот и думаю, сколько полезных вещей будет выставлено на «Авито» после оглушающего падения доллара? Собственно говоря, таким образом [я] стал обладателем весьма достойного МТВ-аппарата (вероятно, МВТ-аппарата для вакуумного массажа. – "Фонтанка")», — пишет пользователь Валерий в «ВКонтакте».
Насчет «оглушающего падения доллара», возможно, это весьма преждевременный прогноз, а вот насчет насыщения «Авито» большим количеством бытовой техники и электроники в начале 2015 года — вполне возможное предположение. После Нового года цены будут расти практически на все товары, что может поставить в затруднительное положение многих петербуржцев. В этой ситуации найти покупателя на почти новый телевизор или компьютер будет несложно.
Одна из покупательниц рассказала «Фонтанке», как покупала унитаз в «Леруа Мерлен». Уже после погрузки товара на тележку к ней подскочил мужчина с женой и заявил свои права на керамическое изделие. Оказалось, что он приметил его еще несколько минут назад и просто отошел за тележкой. «Он оттолкнул меня и забрал унитаз. Ну не буду же я бодаться со здоровым мужиком, так что пошла в другой магазин», — сказала она.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»