Неприкосновенный депутат Госдумы Роман Ванчугов после задержания своих братьев попытался объяснить “Фонтанке” причину проблем дольщиков и заявил, что берет на себя неформальный контроль над группой компаний "Город".
За арестом владельца ГК «Город» его брат, депутат Госдумы Роман Ванчугов, следил в своем офисе в обществе "Фонтанки». Отвлекаясь на тревожные новости из суда, парламентарий разъяснял теорию заговора против компании, от которой не могут получить квартиры 3,5 тыс петербургских семей. Возможно, на почве переживаний Роман Ванчугов порой противоречил сам себе.
28 октября в самую скандальную долевку Петербурга вмешалась полиция. При обыске в приемной депутата Госдумы Романа Ванчугова были задержаны его братья – нынешний владелец ГК «Город» Максим и бывший, Руслан. Они заподозрены в мошенническом хищении денег дольщиков. К вечеру 29-го братьев доставили в Василеостровский суд на длительную изоляцию. Роман Ванчугов пригласил «Фонтанку» в свою приемную на 18-й линию Васильевского острова. Она расположена в трехэтажном особняке – бывшем «Офицерском собрании лейб-гвардии Финляндского полка», проданном в 2010 году Министерством обороны фирме Руслана Ванчугова «Галактика» за скромные 124 млн рублей, при том что площадь здания – почти 2 тысячи квадратных метров, земельного участка – 3 тысячи.
- Роман Анатольевич, вы ожидали, что полиция осмелится прийти к вам?
– Давление началось не вчера. Упорный следователь Клочков трижды пытался брать штурмом мою приемную. Первый раз появился 1 июня в сопровождении СОБРа. 29 июня обыск был произведен в переговорных комнатах. 28 октября уже обыскали мой личный кабинет.
- В чем заключался штурм и кто баррикадировался?
– Не было никакого штурма. Искали Максима, он находился в моем кабинете. Пришли за ним сюда, а раньше ни в ГСУ не вызывали, ни в розыск не объявляли. Руслан с 1 октября вообще оставил бизнес. Максим взял полное управление на себя. К тому же они мои помощники по Госдуме.
- А в чем претензии к обыску? Вам же нечего скрывать.
– Вы правы, нечего. Но депутаты обладают неприкосновенностью, чтобы, внося законопроекты, не подвергались давлению. А так завтра мы дойдем до того, что мировые суды будут разрешать обыски. Я их спросил, понимают ли они, что делают. Следователи сослались на постановление судьи Гершевского (на мой взгляд, нелегитимное). Мне пришлось войти в свой кабинет и сказать Максиму, что им интересуются. Он вышел. Еще требовали код вот этого iPad.
- Не добрались?
– Ни в коем случае. Из рук вырывать не стали. Мы понимаем, что это солдаты, исполнители. На сегодняшний день ситуация сложилась следующая. У нас есть вице-губернатор Албин и социальная напряженность.
- Расскажите, как Ванчуговы докатились до жизни такой. Банк "Фининвест" рухнул, "Город" обезглавлен, депутата Госдумы обыскивают в изящном особняке.
Ванчугов разложил на столе фотографии протестных акций дольщиков ГК «Город» в 2014 году. Общий смысл плакатов: «Депутат Ванчугов украл наши деньги».
– Инициаторами митингов были помощники депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. Одновременно в публичное пространство вышли чиновники. В частности, зампред строительного комитета Исаев. Дескать, все украдено. Утро руководителей «Города» в свое время начиналось со звонков в Смольный: ребята, прекратите нагнетать. Компания на тот момент была абсолютно ровная, без просрочек, долгов, инвестиционные обязательства выполнялись. Летом 2015 года вышел Игорь Албин и сказал дольщикам: не надо больше платить «Городу», вносите средства на реквизиты ГУП «Центр содействия строительству" (ЦСС).
- Дольщики попали в реестр нуждающихся в помощи города до Албина.
– Согласен. Но комитет строительства занял хитрую позицию. Он баламутил и тех, кто не попал в реестр. Дома без пяти минут сданы, а дольщиков признают потерпевшими по уголовному делу с ущербом в сумме цены их квартиры. Администрация Санкт-Петербурга саботировала все процессы и не шла на контакт с «Городом».
- Ничего себе "без пяти минут". Дома, которые должны быть построены в 2013 году, не были возведены и к концу 2014-го.
– Непроданных квартир было достаточно, в случае их реализации, для достройки объектов. Но это мое мнение, я не занимаюсь хозяйственной деятельностью компании…
- Все же попрошу вас ответы дать, так как на вечер 29 октября вы остались единственным из Ванчуговых, у которого мы можем хоть что-то спросить.
– По-моему, в конце 2013 года должны были сдаться первые дома. Я вам точно могу сказать, что дольщики не считались обманутыми к тому моменту, когда началась сумасшедшая атака администрации. В феврале 2014 года был первый митинг на тему «Города». С апреля все понеслось. Неосторожные заявления в СМИ и заказные статьи. У компании, насколько я слышал, стали сильно просаживаться продажи, остановилась стройка. Братья пошли по банкам. Ничего не получилось, потому что фон плохой. Отказались даже те, которые работали с «Городом» по ипотечной программе. Но вы напишите, что я не в курсе всех мелочей.
- Давайте определимся, какую вообще роль вы играете в бизнесе Ванчуговых.
– Докладываю. К ГК «Город» не имел никогда никакого отношения. Не учреждал, не владел ни одним процентом акций. Банком «Фининвест» владел до середины 2011 года, после чего вышел из всех органов управления и продал акции Максиму.
По данным «СПАРК», Роман Ванчугов до декабря 2014 года владел 60%-ной долей в ООО «Перспектива», и 60%-ной долей в ООО «Столица». Обе компании зарегистрированы по адресу его депутатской приемной – 18-я линия Васильевского острова, 5.
Корреспонденту пришло СМС-сообщение.
– Что там у вас?
- Сообщают из суда: братья прятались в вашей приемной в течение 22 часов, им еду привозили. За особняком, оказывается, следили.
– Это неправда. Еду привозили мне. Максим приехал незадолго до прихода полиции... Так вот. Немногочисленные дольщики говорили, что беспокоятся за квартиры. Людей можно понять. Но после этого на митингах стали появляться технологи.
- Массовики-затейники?
– Да-да. Таких человек десять – пятнадцать в городе. У нас, безусловно, появились их фамилии. Не буду называть их, потому что они в том числе относятся к журналистскому сообществу.
- А заказчик?
– Я вам так скажу. Игорь Албин, Оксана Дмитриева, несколько депутатов ЗакСа и ГСУ МВД по Петербургу и области – в принципе, все одно. Если вице-губернатор считает, что это порочит его честь и достоинство, может подать в суд. Про Дмитриеву не говорю – она мне неинтересна.
- Кому выгодна кампания против «Города»? Что из бизнеса Ванчуговых можно еще выжать?
– Скоро выборы 2016 года. Многим надо нарабатывать политический капитал. Скандальных историй немного. «Город» – та тема, которой можно поторговать и заработать на решении вопроса. Это заговор. Албин при встрече пообещал посадить Максима и лишить меня неприкосновенности.
- Дату встречи не вспомните?
– 27 или 28 сентября мы общались в следующем составе: я, Максим, Албин и два его помощника. Я пришел, потому что ситуация затянулась. Я не решаю коммерческие вопросы, но не имею права отвернуться от ситуации. Максим общался с помощниками Албина о схеме финансирования объектов. В какой-то момент вице-губернатор пообещал мне неприятности. Признал, что завел уголовное дело на Ванчугова Максима Анатольевича.
- Почему он не предпринял никаких шагов? Не предал огласке угрозу или, например, не уехал из страны?
– Вы что, мы же жители Васильевского острова.
- Ну, вот сейчас он переедет в Калининский район, в следственный изолятор.
– Значит, судьба такая. Вопрос правильный, на самом деле. Но и я не собираюсь никуда. Хоть один документ пускай мне покажут, где я поставил свою подпись.
- Деньги дольщиков хранились в «Фининвесте»?
– Не могу ответить на этот вопрос.
- А деньги «Города»?
– Конечно. У компании были счета во всех банках, с которыми она сотрудничала.
По версии следствия, Максим Ванчугов с неустановленными лицами через фирмы-однодневки и «Фининвест» обналичил 830 миллионов рублей, вложенные петербуржцами в строительство ЖК "Морская звезда", "Ленинский парк" и "Прибалтийский". Также, по данным полиции, Максим Ванчугов перевел право на 980 квартир в этих ЖК на себя и подконтрольные ему лица. Общий ущерб оценивается в 2,9 млрд.
– Я настолько устал от этой ситуации, что хочется плюнуть и забыть. Отстранение Максима от управления компанией сыграет злую шутку. Дольщики хотят забрать свои деньги и подают в суды. Компания лишена доступа к дополнительным деньгам, которые могли участвовать в строительстве. Это может привести к банкротству. Не факт, что квартиры, которые есть на балансе компании, ей и достанутся. Виноватыми получатся Албин, Дмитриева, петербургские депутаты…
- Короче, все, кроме Ванчуговых.
– Нет, не так. Виноваты, прежде всего, собственники. Но проблема была решаема. История с убийством мужа дольщицы Аллы Андреевой послужила катализатором. Я прекрасно понимал, кто на чем будет играть. Наверное, они бы еще долго не решались предать огласке.
- В чем, по вашему мнению, ошиблись братья при управлении компанией?
– Можно я вас перебью? Вот это все (показывает на фотографии митингов. – Ред.) началось уже тогда, когда Албин был в администрации Петербурга. С вице-губернатором Оганесяном уже выработали решение. Максим ходил к нему в кабинет, как на работу. Представляете изумление братьев, когда Оганесяна в апреле 2014 года не стало. После смены и начались проблемы.
- Митинги были и раньше. Роман Анатольевич, дольщиков благополучной компании на улицу не вывести.
– А вы уверены, что все участники акций – дольщики? Я отслеживал. Порядка двадцати человек, костяк. Мы говорим о 3,5 тысячи дольщиков, а на митинги выходит двадцать. Еще раз говорю, технологи платили деньги. Митинг на Марсовом поле обошелся в 2 млн рублей. Кто-то платил.
- К концу 2013 года у компании были денежные средства для строительства?
– Думаю, какие-то были. Количество квартир на глазок соответствует вложенным средствам.
В конце 2013 года стройка остановилась. Летом 2014-го рухнул «Фининвест» Ванчуговых. Работы частично возобновились лишь летом 2015-го силами ГУП «Центр содействия строительству». Под давлением Смольного «Город» подписал агентские договоры с фактической передачей ГУПу своих полномочий.
- Набросайте психотипы братьев.
– Если я вам скажу, а вы напишете, то я дам следователям…
- Они и без вас знают.
– Я считаю, что Максим Анатольевич Ванчугов великолепный управленец. Он мог бы работать в любой европейской компании, причем с неплохими результатами. Человек математического склада ума, не способный сделать кому-то подлость и гадость. То, что о нем пишут и что на самом деле, – две большие разницы.
- А Руслан?
У депутата зазвонил телефон, а корреспонденту «Фонтанки» пришла эсэмэска: Максима Ванчугова арестовали на 2 месяца. Роман Анатольевич услышал весть, бросил трубку на стол, выругался. Психотип Руслана мы не узнали.
- Так в чем ошибки Ванчуговых? Плохой менеджмент, отвлечение на сторонние инвестпроекты, финансовый кризис?
– Долевка была пилотной для «Города», и вероятнее всего, какой-то непрофессионализм имел место. Но это не значит, что люди – расхитители. Когда воруют деньги, действуют по-другому. У нас есть дома на уровне котлованов, а все сбежали за границу. Сам Албин сказал: активы есть. Дома просто надо достроить, продав оставшиеся квартиры.
- То есть завести новых дольщиков? Как вы считаете, по какой причине со стороны ваших братьев нет большого желания сотрудничать с ЦСС, чтобы к середине 2016 года, по прогнозу Албина, сдать объекты?
– Насколько мне известно, финансовый план-схема достройки не разработан. Изначально вице-губернатор был убежден, что поможет ЦСС за бюджетные деньги, а он, соответственно, продаст достроенные квартиры и вернет средства. «Город» рассчитываться квартирами с подрядчиками и сам может. Для этого ЦСС не нужен. Нужно просто желание администрации помочь. Дать каникулы, рассрочку, вывести активы из-под ареста и дать продавать, вернуть деньги, которые ЦСС забрал у компании. Их судьба моим родственникам неизвестна. Вместо этого нашли радикальный способ – посадить и развалить.
- Экономический интерес не прослеживается, насколько я понимаю. У «Города» нечего брать?
– Неправильно меня поняли. 70 % в этой истории – политика, 30 – финансы. Попытка отбора бизнеса у моих родственников. Чтобы стать бизнесменами такого уровня, нужно время и ежедневное усердие. Надо понимать застройщика, который наработал какие-то активы, а из-за недобросовестности администрации Петербурга он просто теряет их и свободу.
- Сколько стоит компания?
– Не могу сказать. Но, по моей информации, наличие квартир, которые есть на балансе ГК, позволяет закрыть все дыры. Также имеется хороший земельный банк. Что будет с компанией завтра при отсутствии первых лиц, я не знаю. Скорее всего, не будет никакой компании. Прогнозирую подстроенное банкротство.
- Почему ваши братья не продали иные активы для достройки долевых объектов, вместо того, чтобы настаивать на возобновлении продаж и увеличении армии дольщиков?
– Экспансия чиновников началась год назад, и продать активы было трудно. Шли суды, накладывались штрафные санкции. Никак не удавалось договориться о том, чтобы компанию оставили в покое. Я встречался на эту тему даже с губернатором Петербурга и просил поучаствовать в проблеме. Нет ответа.
- Что на стройке происходит?
– Там присутствует компания «Проммонолит», которая, со слов Максима, был давним партнером «Города». В данный момент никаких вложений в строительство нет. По моей просьбе в том числе «Проммонолит» пытается изыскать ресурсы и сдать хоть что-то.
- «Проммонолит» работает сейчас на подряде у ЦСС, разве нет?
– Вас неправильно информировали. С ЦСС все отношения расторгнуты. Вопрос по финансированию не решен, никаких кредитов не выдается. Никто не решит вопрос с «Городом», кроме депутата Ванчугова. Я не имею права заниматься коммерческой деятельностью, но могу и буду давать советы и делать заявления. И мы будем спрашивать у администрации Петербурга, почему она довела ситуацию до такого состояния. Вы понимаете, что может случиться? Сегодня есть квартиры, а завтра они пропадут. Всего около 5,5 тысячи квартир, реализовано 3,5 тысячи. Непроданных – на 10 млрд. Банкротство – неуправляемая процедура. Начнутся необратимые судебные процессы, по которым кто-то эти квартиры утащит.
- Почему сразу «утащит»? Имущество перейдет кредиторам…
– Вы мне говорите, как должно быть, а я вам – как может получиться.
- А мы с вами о законе или о понятиях?
– Не мне вам рассказывать о профессионалах в сфере банкротства. Я еще несколько месяцев назад написал законопроект об отмене ФЗ-214, но, пока находился на больничном, правительство его внесло. Долевку надо прекращать. Она ущербна.
Беседовал Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»
P. S. Утром 30 октября в стройкомитете Смольного состоялось рабочее совещание по «Городу». Чиновники заверили, что стройка будет продолжена. Подрядчик «Проммонолит», несмотря на отсутствие договоров «Города» с ЦСС, с площадки не уйдет. Идут поиски кредитора под строительство непроданных квартир.