О строительстве тоннеля под Финским заливом для грузоперевозок и пассажироперевозок и Финляндия, и Эстония говорили давно. Еще в 2008 году мэры городов Хельсинки и Таллина утвердили протокол о намерениях. Сегодня, 5 января, меморандум о сотрудничестве по возведению железнодорожного тоннеля подписали министерство транспорта и коммуникаций Финляндии, министерство экономики Эстонии, города Таллин и Хельсинки, округ Хельсики-Уусимаа и Харьюская уездная управа (Эстония). Ориентировочная стоимость проекта с учетом оборудования и железнодорожных составов составляет 9 - 13 млрд евро. Реализация планов возможна в случае, если Евросоюз возьмет 40% финансирования на себя.
Главный советник по вопросам политики в области транспорта и инфраструктуры Федерации финской индустрии (Confederation of Finnish Industries) Тиина Хаапасало (Tiina Haapasalo) отмечает, что 40% средств, которые Брюссель может выделить на этот тоннель, — небольшой объем, учитывая, что на проект Rail Baltica, который должен соединить страны Балтии с Западной Европой, ЕС готов выделить 85% от суммарной стоимости в 665 млн евро. Напомним, Еврокомиссия одобрила заявку на предоставление 540 млн евро для продолжения строительства железнодорожной линии европейского стандарта Rail Baltica.
Хаапасало отмечает, что в случае отказа Брюсселя странам будет непросто самостоятельно найти более пяти миллиардов евро. Остальные средства под FinEst оба государства - Эстония и Финляндия — намереваются получить в виде кредитов сроком на 35−40 лет. Главный советник добавила, что будет безопаснее, если доля ЕС в проекте будет составлять более половины. Ранее в Еврокомиссии подводный тоннель называли дорогим проектом и в 2009 году отказали в финансировании.
Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию FinEst, строительство 80-километрового участка железной дороги (из которых 50 - 70 км пройдут под водой), соединяющего железнодорожную станцию Пасила (??Pasila) в Хельсинки с Юлемисте (Ülemiste) в Таллине, повлечет за собой три основные статьи расходов. Так, на проведение землеройных работ необходимо около 3 млрд евро, технические системы и системы безопасности потребуют еще 2 - 3 млрд евро инвестиций. Более 1 млрд евро будут стоить железнодорожные составы и сопутствующее оборудование. «Еще 1 - 3 млрд евро будет зарезервировано на непредвиденные расходы», - сообщил арифметику проекта Улла Тапанинен (Ulla Tapaninen), эксперт по логистике и поставкам из администрации города Хельсинки. Следующий логичный шаг, по словам эксперта, проведение анализа всех рисков при строительстве тоннеля.
Власти обеих стран отмечают, что этот проект окупится только в том случае, если через него пройдет Rail Baltica. Хельсинки и Таллин соединит железнодорожное сообщение с европейской шириной колеи 1435 мм, то есть она должна совпадать с планируемой железнодорожной линией Rail Baltica. В случае одобрения заявки, а по данным портала Хельсинки, это возможно в апреле 2016 года, тоннель будет построен к 2030 году и ежегодный пассажиропоток составит 11 млн человек. В настоящее время более 8 млн туристов ежегодно путешествуют между Хельсинки и Таллином. Согласно статистике, около 60 тысяч эстонцев работают в Финляндии, большинство из которых на выходные и праздники отправляются домой. По словам Тапанинена, в планах еженедельный трафик между городами превратить в ежедневный. И если поездка домой для пассажиров будет занимать всего полчаса, в то время как сейчас это два часа, а в период с апреля по ноябрь - один час и сорок минут, то такой транспорт будет пользоваться популярностью. «Это означает, что 11 миллионов рабочих будут путешествовать между Хельсинки и Таллином каждый год, или около 25 тысяч человек в день», - говорит эксперт. По предварительным расчетам, стоимость билета будет 36 евро.
Власти подчеркивают, что большая часть грузов между портовыми городами по-прежнему будет перевозиться судами по Финскому заливу. Хаапасало отмечает, что логистические грузовые компании из Дании, Нидерландов, Германии и Швеции, которые уже работают с финскими компаниями, в будущем могли бы использовать тоннель для грузоперевозок. Тапанинен добавляет, что тоннель поспособствует развитию туризма и многие пассажиры могли бы продолжить путешествие по морю на паромах.
В течение года рабочая группа из представителей администраций Хельсинки и Таллина начнет разрабатывать схему движения общественного транспорта, парковки для автомобилей и туристические карты для путешественников.
Проект может быть реализован не ранее 2030 года.
Rail Baltica - единая европейская колея - должна соединить Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву. Проект предусматривает строительство железнодорожной линии европейского стандарта (1435 мм) в странах Балтии. Проект планируется завершить к 2024 году. В Каунас в конце августа прибыл первый поезд по трассе Rail Baltica из Польши.
При создании статьи были использованы материалы Новостной службы Yle, портала города Хельсинки.