Тысячам обитателей новых комплексов между Рыбацким и Металлостроем грозит «жизнь взаперти». Смольный не успевает реконструировать вечно забитое Петрозаводское шоссе. А проект запуска трамвая пока заморожен.
В ближайшие годы пустынная некогда Усть-Славянка превратится в зону массовой жилой застройки. На участке, ограниченном Невой и железнодорожной веткой Волховстроевского направления, анонсированы сразу несколько крупных проектов. Единственной связью с городом является Петрозаводское шоссе и его составная часть – Советский проспект. Однако, как выяснила «Фонтанка», подготовка к его расширению отложена.
Самый масштабный проект в Усть-Славянке реализует компания «СПб Реновация», которая построит квартал общей жилой площадью в 700 тысяч кв. м. Первоначально комплекс назывался «Гутенборг», но ближе к началу строительства ему дали более длинное, но более понятное для русского человека имя – «Живи! В Рыбацком». Первая очередь из трех домов будет введена до конца 2017 года. Сюда должны заселиться около 2330 семей, а общая жилая площадь первого этапа составит 100 тысяч кв. м.
Тогда же Setl City закончит возведение первой очереди своего комплекса «Невские паруса». Речь идет о трех корпусах, рассчитанных на 800 квартир (26 тысяч кв. м). В дальнейшем, уже после 2017 года, будут построены еще 73 тысячи кв. м жилья.
А в конце 2018 года «Росстройинвест» должен построить первую очередь своего комплекса «Петр Великий и Екатерина Великая». Он будет представлять собой два дома: один – 32-этажный, другой – чуть пониже, в 24 этажа. Здесь на продажу выставят почти 1700 квартир. Наконец, к этому списку девелоперских проектов нужно добавить жилой дом «Рыбацкий форт», возведение которого уже заканчивает компания «Аквамарин» (104 квартиры).
Таким образом, к концу 2017 года в Усть-Славянке появятся свыше 3000 квартир общей площадью около 130 тысяч кв. м. На работу или на отдых их обитатели смогут выбраться только одним путем – по Петрозаводскому шоссе и Советскому проспекту. Однако эти магистрали не рассчитаны на серьезный поток. Во-первых, в обе стороны доступны только полторы полосы. Во-вторых, Советский проспект пересекают подъездные железнодорожные пути, которые используются солодовенным заводом «Невский берег». Составы по ним ходят крайне редко, однако автомобилисты вынуждены притормаживать. В результате, например, вечером в понедельник, 8 февраля, средняя скорость машин на выезде из Рыбацкого составляла 7 км/ч.
При этом ежедневно на работу по Петрозаводскому шоссе ездят тысячи жителей Металлостроя, Понтонного, Саперного и других поселков, расположенных вдоль Невы. И с каждым годом их становится все больше: так, «Норманн» возводит в Металлострое крупный комплекс «Ижора парк» на 1800 квартир. Там же «Стройтрест №7» построил «Дом у озера», но не может ввести его в эксплуатацию: из-за разлива небольшого водоема возникли проблемы с прокладкой кабеля 6 кВ, который должен питать здание.
Изначально, давая добро на массовую застройку территории между Рыбацким и Металлостроем, городские власти обещали расширить местные магистрали. Для подготовки проекта реконструкции в конце 2012 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт с ГУП «Ленигипроинжпроект» стоимостью 145 млн рублей. При этом первоначально в смету вошло только Петрозаводское шоссе, хотя, как мы уже сказали выше, Советский проспект является его естественным продолжением. Позднее здравый смысл возобладал, и расширение обеих дорог увязали в один проект.
В соответствии с техническим заданием, после реконструкции 10-километровый участок должен стать четырехполосным. А вдоль дороги будет спешить скоростной трамвай. Однако по состоянию на начало 2016 года – то есть спустя три года – проектирование так и не закончено. Как пояснили «Фонтанке» в комитете, сейчас оно заморожено. «Это связано с изменением законодательства. С 1 января проектно-сметная документация должна готовиться при наличии проекта планировки территории (ППТ). Во втором квартале мы объявим конкурс на его создание. Проектирование реконструкции возобновится после получения ППТ», – говорят в ведомстве.
Сейчас планируется, что проект реконструкции Петрозаводского шоссе будет готов к концу 2017 года. То есть тогда, когда уже должны быть сданы первые очереди комплексов от Setl City и «СПб Реновации». В адресную инвестиционную программу объект могут включить в 2018 году, после чего еще несколько лет уйдет на сами работы. Во время реконструкции, естественно, движение по магистрали будет так или иначе ограничено. Стоимость реконструкции определит проектировщик, однако, по предварительным подсчетам, речь идет минимум о 3,5 млрд рублей – без учета выкупа земель.
При этом проект по запуску скоростного трамвая вдоль Петрозаводского шоссе пока заморожен. Планировалось, что он свяжет станцию метро «Рыбацкое» и Колпино, а длина линии составит 13 км. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры отказ объясняют тем, что прохождение по текущей трассе невозможно по техническим причинам. Сейчас ищут другой вариант.
В итоге жителей многочисленных поселков будут вывозить до станции метро «Рыбацкое» автобусами и маршрутками, которые до окончания реконструкции будут стоять в пробке вместе с остальным транспортом. Альтернативой служит только электричка, которая останавливается возле того же «Рыбацкого», «Обухово», а в итоге приходит на Московский вокзал.
Частично проблемы местных жителей могло бы решить продолжение Софийской улицы до промзоны «Металлострой». Его начали строить в 2011 году: по проекту, Софийскую улицу и промзону должно связать Усть-Ижорское шоссе, а через железнодорожные пути Московского направления перекинут путепровод. Эта дорожная сеть возьмет на себя часть потока из Металлостроя. Однако, во-первых, из-за изменения технических условий контракт был сначала расторгнут, а потом заключен заново, что привело к переносу сроков сдачи объекта на 2018 год. А во-вторых, подъезд к путепроводу со стороны Металлостроя по-прежнему представляет собой разбитую второстепенную дорогу.
Сами застройщики дипломатично предпочитают не комментировать задержку в реконструкции Петрозаводского шоссе и Советского проспекта. В «СПб Реновации» только отмечают, что в будущем силами компании будет реконструирована Славянская улица, которая сейчас идет вдоль Невы. Она должна стать дублером Советского проспекта, и пользоваться ей смогут жители других комплексов, которые построят вдоль реки. Другой вопрос, что конкретных сроков модернизации Славянской улицы пока нет. А для того, чтобы он действительно разгрузил потоки, нужно еще и провести капремонт Рыбацкого моста через реку Славянку. Этот мост был давно признан аварийным.
Добавим также, что ранее в Смольном обсуждалась идея по привлечению застройщиков к софинансированию работ по реконструкции Советского проспекта. Частично эта идея была реализована. «СПБ Реновация» за свой счет сделала проект реконструкции проспекта на участке от Лесной улицы до Шлиссельбургского проспекта. Однако чиновники, с которыми поговорил корреспондент «Фонтанки», так и не смогли сказать, получится ли привлечь инвесторов или же скоро подъезд к Рыбацкому окончательно превратится в одну большую пробку.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»