Не плати за еду - спаси планету

2864
ПоделитьсяПоделиться

Кризис приблизил Петербург к европейским идеалам. В городе растет армия противников сверхпотребления, готовых подключиться к движению фудшеринга.

На волне резкого снижения покупательной способности петербуржцы вступают в ряды сторонников бесплатной еды. Пока что она находится в запасах сердобольных жертвователей, но в ближайшее время готовится освоение главной жилы – ретейла и общепита. Идея называется фудшеринг, придумана в Германии, в ее основе – не халява, а борьба со сверхпотреблением и сохранение ресурсов планеты.

Движение «Отдам даром еду» за неполных четыре месяца приобрело национальные масштабы. Его основали поклонники западной традиции «Фудшеринг» (Foodsharing, поделись едой), которые зовут себя фудсейверами (спасатели еды).

Группа собрала более 12 тысяч пользователей в Москве и Петербурге. Иногда подарочными лотами выставляются просроченные продукты, а их источником являются собственные запасы участников. К самовывозу предлагаются малосольные огурцы, хлеб, оливковое масло, варенье, лекарства.

Также практикуется оплата едой каких-либо услуг. Пользователи предлагают провести фотосессию за вкусности, ищут стулья за шоколад, женский духовой оркестр готов заплатить карельскими ягодами за репетиционную площадку. И так далее.

Группа рассчитана на публикацию предложений и ответную реакцию нуждающихся. Но инициативность просителей тоже велика, и для них создали отдельную ветку «Накормите!». Здесь обитают «Вечно голодный студент с Просвета», «Молодая мама с ребенком», «Художник, которому кушать хочется», «Вдова с тремя детьми» и прочие.

Нарастающая популярность группы и последовавшие за ней публикации в СМИ дали основание объяснить русский фудшеринг любовью к халяве. Однако природа у него иная.

Принципу не платить за еду человечество обязано антиглобалистам. В 90-х они, назвавшись фриганами (производная от вегана) и сказав свое «фи» обществу потребления, начали питаться выброшенными на помойки продуктами. Пищевой дауншифтинг трансформировался в фудшеринг, который более не ассоциируется с маргинальным образом жизни.

В основе классического движения лежит спасение качественной еды от утилизации, сохранение ресурсов планеты и сокращение расходов самих сейверов, бизнеса, бюджета. Источники того, что подлежит спасению, – не домашние шкафы, а ретейл (продукты с подходящим к концу сроком годности, гриль), отели (шведский стол накрывается сырами/колбасами/рыбой из фабричных упаковок), ресторанные дворики в ТЦ с витринами (пиццы, пироги, салаты, сэндвичи), пекарни. То есть общепит, через 15 минут после закрытия выбрасывающий не реализованный, но пригодный к употреблению товар в мусорный контейнер.

Переизбыток продуктового производства, как уверяют петербургские фудсейверы, подтвержден исследованиями ООН. В мире треть съестного выбрасывается. В США этот показатель достигает 40%. По данным Росстата, объем отходов при производстве пищевых продуктов и напитков в 2014 году составил 19,1 млн тонн.

За всем этим излишеством апологеты фудшеринга видят экологическую проблему.

«Экомыслие» свойственно петербуржцам. В городе сложилась устойчивая прослойка молодежи, которая пытается ограничить оборот ресурсов. Занимается раздельным сбором мусора (пластик, стекло, фольга, металл, бумага, тетрапак безвозмездно сдаются на переработку), поддерживает магазины сети «Спасибо» (универсальный секонд-хенд, в котором можно купить за символическую цену одежду, обувь, музыкальные диски, блокноты, светильники и пр.), открывает точки приема новогодних елок (чтобы увезти их на корм и подстилки животным), строжайше экономит воду, пересаживается на велосипеды.

Большинство петербургских фудсейверов пришло с интернет-площадки «Дару дар». В 2008 году ее основал москвич Максим Каракулов. На сайте отдают книги, одежду, телефоны, услуги переводчика, ремонт компьютера. Возраст основной аудитории 25-34 года, половина живет в столице и Петербурге, в месяц счетчики регистрируют 450 тысяч уникальных посетителей. «Дару дар» сотрудничает с социальными центрами. Список необходимого малоимущим публикуется на сайте.

По мнению Каракулова, российское общество вполне созрело, чтобы не ассоциировать бесплатное с халявным.

«Основу экономики дарения составляет благотворительность. «Дару дар» и фудшеринг, в классическом его исполнении, решают фундаментальную задачу помощи нуждающимся, и все предпосылки для этого имеются. Мы, например, в течение семи лет наблюдаем приток людей. С государством тоже, как оказалось, можно договариваться. Чиновничество, в целом, находится в упадническом состоянии. Но появились молодые и «неформатные» представители. Они даже сами жалуются, что приходится бороться с системой. Чтобы наладить связь с центрами соцзащиты, мы нашли такого, а он достучался до министров и объяснил важность идеи. Многие чиновники по-прежнему мыслят архаично, прежде всего выискивая свою выгоду. Но некоторые соглашаются помочь, если их убедить, что хоть выгоды не будет, но и убытков для них – тоже».

Родиной классического фудшеринга является Германия. В Берлине, например, пять тысяч сейверов-одиночек объединены одним сайтом. За время его работы из точек общепита вывезено 3,5 тыс. тонн продуктов. Они съедены самими активистами, их друзьями, родственниками, соседями, подопечными приютов.

Масштабнее работает организация Die Tafeln (столы). Она заключила контракты с сетями, отелями и ресторанами, ежедневно забирает тонны еды. В первую очередь столы раздачи работают для малоимущих.

Пожалуй, первой в Петербурге придать движению системность решила Анна Кирилловская. Портной, шьет танцевальные костюмы. Как и многие, горит идеей внести лепту в рациональное потребление.

Системный фудшеринг в Петербурге тоже имеет немецкие корни, а «прародительницей» можно с уверенностью считать иллюстратора студии Артемия Лебедева Яну Франк. Она живет в Берлине. Собственно, страница в соцсети петербургского фудшеринга начинается со ссылки на статью Яны, в доступной форме объяснившей социальную суть движения, и пояснения: «Как работает система «Фудшеринг» в Берлине, и зачем мы хотим то же самое в Питере».

На данный момент к движению примкнули почти 700 человек. Они разбиваются на группы по территориальному признаку, отмечаются на карте (выложена в открытый доступ), чтобы в будущем договариваться с кафе и сетями и искать потребителей еды – друзей, соседей, благотворительные организации.

«Работу с источниками еды мы еще не начинали», – уточнила Кирилловская.

Безусловно, ключевой мотивацией является личная экономия, но исключительно по соображениям халявы в движении долго не продержишься. На фудсейвера накладывается ряд ограничений и требований. Он должен быть дисциплинированным (забирать еду по строгому расписанию), соблюдать чистоту (не устраивать раздачу у магазина), не продавать продукты.

Замеченных за нарушением исключают. Переломить сознание, считающее бесплатное заведомо порочным, Кирилловская считает одной из самых трудных задач:

«В первую очередь сами фудсейверы должны понимать, что оказывают помощь, и доносить эту мысль. Мы не просим никакой халявы. Ребята, у вас остались булки, а мы знаем, кому они нужны».

На федеральном уровне фудсейвером № 1 является член СПЧ при президенте Яна Лантратова. Роспотребнадзор рассматривает ее инициативу законодательного запрета на уничтожение нереализованных продуктов, которые могут пойти на благотворительность.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close