Экономическая полиция Петербурга так удивила подпольных банкиров, придя к ним с веерными обысками, что 24 фигуранта добровольно превратились в преступное сообщество. Но мозг обнала еще думает.
Около 20 часов 24 февраля продолжались 30 обысков, десятки выемок и осмотров у 25 предпринимателей, обвиненных в незаконной банковской деятельности. И, похоже, подпольные обороты в 2 млрд рублей за год довели коммерсантов до столь же массовых откровений.
По информации «Фонтанки», ночью 25 февраля Главное следственное управление и «налоговый» отдел Управления экономической безопасности ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти закончили масштабную реализацию по организованной группе бизнесменов, занимающихся незаконной банковской деятельностью. В операции принимало участие 17 следователей и около 50 оперативников экономической полиции Петербурга. В течение дня было проведено 30 обысков, в том числе в офисах предпринимателей, осмотрены десятки автомашин фигурантов, что привело к доставлению на допросы 25 человек.
Все действия проходили по уголовному делу по статье 172 УК РФ – «Незаконная банковская деятельность», возбужденному в ГСУ еще в середине января этого года. Однако вечером 24 февраля было принято решение о переквалификации дела на статью 210 УК – «Организация преступного сообщества или участие в нем». «Фонтанка» узнала, почему.
Оперативникам, привлеченным в помощь по этой реализации, любопытно было слушать утром 24 февраля инструкции сотрудников так называемого НДС-отдела из Управления экономической безопасности. Выдавая конверты с адресами на обыски, они будто сообщали о назначениях в госучреждение: «Марсель Магдеев – руководитель; Тетерев и Пенчевский – заместители руководителя; старший бухгалтер – Медведева; ее заместитель – Рыбина; в группу операционистов входят: Пархоменко, ….; в подразделение инкассаторов – такие-то; за взаимодействие с кредитными учреждениями отвечает Ильюшин».
После серии обысков все эти 25 человек были доставлены в кабинеты экономической полиции, а когда начались нудные допросы, произошло редкое в практике следствия. Но с точки зрения силовиков – приятное. Кроме организатора, все остальные 24 «банкира» начали сознаваться, и притом подробно. Одни – как координируют разветвленную бизнес-структуру, другие – как подготавливают липовую бухгалтерскую документацию, третьи – как переводят суммы на банковские карты физических лиц и в дальнейшем их обналичивают. Потом кто-то рассказал о своей роли в поиске номинальных директоров. В общем, пошло-поехало.
При таком объеме информации в ГСУ было принято решение о переквалификации дела в организацию преступного сообщества. Причем всем разговорчивым была избрана мера пресечения подписка о невыезде. Как «Фонтанке» сказали в экономической полиции Петербурга, «давно такого не было».
Так что в камере оказался лишь руководитель – 29-летний петербуржец Марсель Магдеев. Разумеется, ему также было предложено поговорить о его роли №1 в разработке схемы, о его самых жирных клиентах (а они, как правило, из числа строителей), но Марсель мудро взял паузу. «Фонтанка» посмотрела на его биографию и достаток и признает, что человек он осторожный. Журналист не заметил признаков роскоши – живет он в скромной квартире на Парашютной улице. Ну, работал ранее в компаниях, близких к финансовой деятельности.
А вот по версии следствия, оборот подконтрольных ему и ничего не говорящих читателям фирм «СОТ», «ОптТорг» и «Приоритет» составлял под два миллиарда рублей.
«Фонтанка» поинтересовалась в ГСУ, когда следователь выйдет с ходатайством о его аресте.
– Нам кажется, Марсель Вазирович анализирует соглашение с нами. В положительном случае арест покажется ему домашним, – ответили «Фонтанке».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"