В Петербурге думают над тем, что важнее – в указанный срок вернуть на место отремонтированный крейсер «Аврора» или сохранить популяцию корюшки в Неве.
Чем ближе срок окончания ремонта крейсера «Аврора», тем активнее в Смольном собираются представители различных ведомств. На повестке только один вопрос – успеть с подготовкой места вечной стоянки к 16 июля 2016 года. Причальная стенка и сама Петроградская набережная были отремонтированы осенью прошлого года, теперь дело за углублением дна, которое за 30 лет покрылось илом и не пустит «Аврору» на место. Итогом последнего такого совещания 29 февраля стала резолюция: подумать и собраться еще раз.
Основная причина столь мучительных раздумий заключается в следующем: начать дноуглубительные работы можно будет только с открытием навигации в апреле, срок проведения – 45 суток, и теоретически к возвращению «Авроры» должны успеть. Однако все планы порушило Росрыболовство, ведь вместе с навигацией в Неве начинается и нерест, который продлится до 15 июня.
Выступая на одном из совещаний в Смольном, глава Северо-Западного управления ведомства Денис Беляев заявил:
«Рыбные запасы водных объектов бассейна Финского залива находятся в депрессивном состоянии вследствие комплексного влияния климатических и антропогенных факторов, поэтому дополнительное воздействие на них может привести к необратимому снижению рыбопродуктивности водоемов».
Как ранее писала «Фонтанка», осадка «Авроры» составляет 6,2 метра, глубина фарватера в месте стоянки заилилась до 6 метров. Необходимо вырыть котлован площадью свыше 2 тысяч метров и глубиной не меньше 2,5 метра. Таким образом, вывоз больше 5 тысяч кубометров грунта со дна Невы в период нереста «угрожает сохранности водных биоресурсов», в том числе и культовой для петербуржцев корюшки. Против чего и выступает Росрыболовство, используя, впрочем, не слишком категоричную формулировку «не рекомендуем». В пресс-службе регионального управления «Фонтанке» сообщили, что эту же позицию замруководителя Константин Охота донес еще раз на совещании 29 февраля. Ему обещали подумать.
Если Росрыболовство услышат, и дноуглубительные работы начнутся 16 июня, то закончатся они только к концу июля, когда «Аврора», по идее, уже две недели как должна стоять у Петроградской набережной и готовиться к участию в параде по случаю Дня ВМФ.
В свою очередь Кронштадтский морской завод гарантирует, что закончит ремонт в срок, а это означает, что 16 июля «Аврора» должна покинуть док, иначе за нарушение условий госконтракта заводу могут начислить штрафные санкции. И, следовательно, возникает вопрос дальнейшего местонахождения корабля. В пресс-службе КМЗ «Фонтанку» заверили, что выгонять крейсер никто не будет, и теоретически он сможет встать на прикол в заводской гавани. Однако не очень понятно, готов ли КМЗ бесплатно предоставлять приют или за аренду придется платить, а если платить, то кто это сделает и из каких средств, учитывая, что на ремонт и так уже потрачено 800 миллионов рублей.
По данным «Фонтанки», поиск компромисса пока приводит только к взаимным претензиям чиновников Смольного и представителей Минобороны. Дело в том, что изначально предполагалось, что дноуглубительные работы возьмет на себя город, так же, как ранее он взял обязательства по подготовке набережной. Тогда планировалось, что субподрядчики выроют котлован за 40 миллионов рублей. Однако в процессе подготовки функции по дноуглубительным работам внезапно возложило на себя Региональное управление заказчика капитального строительства ЗВО. Примечательно, что стоимость проекта сразу же возросла вдвое, однако понять, из чего складывается сумма в почти 80 миллионов, невозможно. На запрос технической документации и сметы руководитель РУЗКС ЗВО Белицкий ответил Смольному, что эти сведения предоставить не может, так как они якобы составляют государственную тайну.
И если первоначально Смольный и Минобороны договорились о распределении ролей, то обнаружившийся вдруг нюанс с корюшкой и перспективой срыва сроков вызывает у военных раздражение, которое они высказывают городским чиновникам, пеняя на то, что те сами не углубили дно.
На совещании 29 февраля присутствовали представители почти двух десятков ведомств, в том числе: комитетов по природопользованию, по транспорту, по энергетике, по благоустройству, по развитию предпринимательства, имущественных отношений, КГА, КГИОП, КРТИ, ГБУ «Волго-Балт», Росрыболовства, Росприроднадзора, «Ленсвета», «Ленводхоза», ГУП «ТЭК», «Петербургтеплоэнерго».
Но решения проблемы так и не было найдено. Государственные мужи разошлись, договорившись, что в ближайшее время проведут еще ряд локальных совещаний. В частности, 3 марта на заседании в КРТИ будут вносить корректировки в Дорожную карту, утвержденную вице-губернатором Албиным в октябре 2015 года.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»