Юношей и девушек, иногда совсем подростков, которые собирают на улицах деньги на помощь больным детям или на детский дом, можно встретить в нашем городе на Владимирском и Литейном, у торговых центров и в самих ТРЦ, да еще много где. Они стоят или прохаживаются, облаченные в белые футболки с логотипами каких-то фондов, с ящиками для пожертвований, с шариками, которые пытаются настойчиво подарить за символическую плату в целях благотворительности. Но на поверку оказывается, что эти сборы – обычное мошенничество. И в чью пользу собираются деньги, остается только гадать.
Если вы заинтересуетесь и попытаетесь выяснить у этих волонтеров, что за фонд, на кого идет сбор, то вам даже предъявят в прозрачном файлике ксерокопию свидетельства о регистрации некоего фонда. Даже договор могут показать о сборе пожертвований ради детдома или больного ребенка, или еще какие-нибудь документы. В общем, бумажки есть.
«Пока живут на свете дураки…»
Но побирающиеся на улице юные граждане ничем не отличаются от персонажей из фильма «Буратино». Помните Лису Алису и Кота Базилио: «Пока живут на свете дураки, обманом жить, нам, стало быть, с руки». Это касается не только юных лжеволонтеров, но и тех, кто стоит за ними – взрослых дяденек и тетенек, которые создают лжефонды или собирают деньги от имени фондов настоящих, с безупречной репутацией. Чтобы рекрутировать молодежь, такие предприимчивые деятели размещают объявления, например, на сайтах, где люди ищут работу, или в соцсетях – «нужен волонтер-промоутер».
Содружество благотворительных организаций «Добрый Питер» выступило организатором состоявшегося в Петербурге круглого стола «Проблемы противодействия мошенничеству в сфере благотворительности». Обсуждали, что делать, потому что попрошайки, что называется, достали.
Анна Типикина из фонда «Добрый Питер» рассказала, что фонд опросил 30 петербургских НКО. Оказалось, что 15 из них сталкивались с подобного рода мошенниками, половина из которых побираются на улицах и в торговых центрах, а 5 – прикрываются именами тех самых благотворительных организаций, сотрудники которых с удивлением узнали, что кто-то от их имени собирает деньги.
Особо, мягко говоря, поднадоел так называемый благотворительный фонд «Аурея» (http://aureya.org/) , зарегистрированный в Красноярском крае, в городке Уяр (бывшая станция Клюквенная) с населением чуть более 12 тысяч жителей. Загляните на сайт этой организации, особенно в графу «Отчеты» – там найдете лишь фото детей с победными реляциями «сбор закрыт» и «собрано свыше 900 тыс. рублей». На что собирали, как собирали, какие клиники лечили и от чего – этого вы там не найдете. «Аурея» успешно собирает средства с легковерных граждан и в Петербурге.
Преступная благотворительность
Тем, что к сбору пожертвований на улицах привлекаются несовершеннолетние, озаботились в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Из главка еще в марте этого года было направлено официальное письмо председателю комитета по образованию правительства Петербурга Жанне Воробьевой и председателю комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергею Тарасову (копия письма имеется в редакции).
В письме, подписанном заместителем начальника полиции по охране общественного порядка полковником Виктором Подколзиным, говорится о том, что «в последнее время участились случаи вовлечения несовершеннолетних в мошеннические действия взрослыми лицами, действующими от имени благотворительных организаций».
«В действиях лиц, вовлекающих подростков в деятельность благотворительных фондов, формально усматривается состав преступления, предусмотренный ст. 150 УК РФ (Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений) и 159 УК РФ (Мошенничество), а также нарушение прав ребенка», – говорится в письме. В нем приводятся конкретные примеры – на какие фонды «работали» подростки, как узнали о «волонтерском заработке» (как правило, из соцсетей).
Например, фонд «Доброта». «При проведении проверки установлено, что зарегистрирован фонд в городе Пятигорск Ставропольского края, – говорится в письме главка. – Телефон, указанный на сайте, при многочисленных попытках связаться, не отвечает. На сайте дана информация о том, что фонд занимается помощью детям-инвалидам, однако отчетность о движении денежных средств общественности не представлена». В письме предлагается в рамках классных часов и родительских собраний «довести информацию об участившихся случаях влечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, связанную со сбором денежных средств на благотворительность».
Как рассказывает Инна Сергиенко, одна из организаторов пабликов в соцсетях «Остановим лже-волонтеров» (https://new.vk.com/club88154466 https://www.facebook.com/groups/1377688942530604/?fref=ts) , среди «благотворителей» попадаются весьма изощренные граждане. Они, собирая немалые средства, могут «отстегнуть» по доброте душевной бедному благополучателю тысяч, к примеру, шесть, или полторы, цинично заявляя при этом: «Да эта мамаша нам ноги готова целовать». Есть и такие, которые, учуяв полицейскую проверку, срочно делают официальный сайт своего фонда, правда, убогий и с грамматическими ошибками, и даже дарят мебель дому ребенка аж на 28 тысяч, собранных непосильным трудом денег. Но больше никаких следов благотворительности этой организации в интернете найти не удается.
Что делать?
Проблема лжеволонтеров актуальна для всей России, бизнес попрошаек поставлен на широкую ногу. Они пользуются тем, что и народ у нас жалостливый, и о том, как реально работают фонды, у нс знают мало, и тем, что человеку проще сунуть попрошайке сто рублей и думать «я хороший», чем остановиться и задуматься – а куда реально отправится эта сотенная бумажка?
Сейчас, во время экономического кризиса, попрошаек от лжеблаготворительности стало больше. Что делать? Участники круглого стола пока приняли такое решение – предложить от имени городского НКО-сообщества публично отказаться от сборов пожертвований в ящики на улицах. Участники согласились с предложением разместить в городе социальную рекламу, разъясняющую петербуржцам простую идею – все ответственные НКО города собирают пожертвования только на организованных площадках и только силами совершеннолетних волонтеров.
Следующим этапом совместного обсуждения – что делать, чтобы лже-благотворители не собирали с граждан деньги, – будет разговор о том, как не допустить их побираться в торговых центрах. Ведь эти люди не только наживаются за наш с вами счет, но и наносят существенный репутационный урон настоящей благотворительности.
Галина Артеменко