Дата возвращения «Авроры» официально так и не была объявлена на Попечительском совете в Смольном. Но решение принято - крейсер отбуксируют ночью.
В ходе первого заседания Совета по вопросам попечительства над кораблем боевой славы «Аврора», прошедшего в администрации Петербурга 1 июля, говорили о готовности крейсера к выходу из завода, планах буксировки к месту вечной стоянки, составе военного экипажа, организации торговли на прилегающей набережной и даже о создании фонда дальнейшей поддержки. Говорили о чем угодно, кроме одного — почему «Аврора» возвратится домой ночью.
Попечительский совет по вопросам «Авроры» был создан около года назад, входящие в его состав военные, чиновники и руководители предприятий все это время готовились к главному — благополучному возвращению крейсера из Кронштадтского морского завода, где в настоящее время завершается ремонт. Первое заседание совета с участием его председателей — губернатора Георгия Полтавченко и главкома ВМФ Владимира Королева — это фактически подведение итогов.
На правах хозяина открывающий заседание градоначальник сообщил, что «город вложил серьезные средства в ремонт и благоустройство Петроградской набережной», которая на сегодняшний день практически полностью готова к приему корабля боевой славы.
В свою очередь главком ВМФ Владимир Королёв поделился новостью – с 1 июля военный экипаж крейсера на 100 процентов состоит из офицеров, мичманов и военнослужащих по призыву. Предполагается, что проходить срочную службу на «Авроре» будет престижно, и матросами корабля боевой славы станут лучшие из лучших.
Также адмирал поделился найденным решением в споре коммунистов и к ним непричастных, поднявших в свое время вопрос, какой герб должен быть установлен на корабле — России или СССР. По словам Королева, геральдическая служба по просьбе ВМФ разработала орденский кормовой флаг крейсера, который, по данным «Фонтанки», будет выглядеть следующим образом: на Андреевский флаг прилепят изображения двух имеющихся у «Авроры» орденов: Красного знамени и Октябрьской революции. Герб, напомним, останется советским.
Советник губернатора, председатель «Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников» Игорь Курдин обратил внимание, что задача Попечительского совета не только в том, чтобы вернуть «Аврору», но и поддерживать ее жизнеспособное состояние в дальнейшем. Кроме того, шефы корабля могут взять на себя обустройство морских классов для обучения курсантов Нахимовского училища, улучшить бытовые условия членов экипажа, помочь в воссоздании так называемых дельных вещей, которые были утрачены (в частности, прицелы орудий, машинные телеграфы, штурвалы поворотных механизмов), но могут быть восстановлены силами промышленников, входящих в Попечительский совет.
Для всего перечисленного денег в бюджете не заложено, а потому нужны благотворители. Так как Попечительский совет юридическим лицом не является, клуб моряков-подводников открыл специальный счет, на который уже поступило от членов совета 260 тысяч рублей.
«А может быть, есть смысл создать специальный фонд поддержки конкретно «Авроры»?» – сказала депутат Госдумы Светлана Савицкая и сразу же оговорилась: «Но только надо следить, чтобы потом не сказали, что этот фонд занимается тем, чем не надо, как это обычно бывает. Нормальный, серьезный фонд, потому что нужно же как-то дальше поддерживать». Георгию Полтавченко идея с фондом понравилась, и он предложил над этим серьезно подумать.
Выступающий с докладом гендиректор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев рапортовал о 95-процентной готовности корабля, напомнив, что была заменена система пожаротушения, отреставрирована тиковая палуба, обновлен корпус, произведен ремонт музейных площадей, которые расширены за счет части кают, где разместятся новые экспозиции. По его словам, с 5 по 7 июля будут проведены швартовые испытания пяти оставшихся систем корабля, после чего крейсер можно будет сдавать заказчику. И произойдет это до 15 июля. Уже на месте вечной стоянки продолжится монтаж музейной экспозиции.
Командиру «Авроры» капитану 3 ранга Артему Знаменщикову после доклада Белоева пришлось скорректировать свои данные о готовности корабля. «На 90 … 95 процентов», – продемонстрировал навыки дипломатии флотский офицер и рассказал, что сейчас на корабле красят жилые помещения, расставляют мебель, в залах музея монтируют мультимедийное и техническое оборудование.
Командир ЛенВМБ Игорь Смоляк, представляя Попечительскому совету план буксировки «Авроры», отметил, что, согласно проведенным исследованиям, «наиболее благоприятной для выполнения задачи будет отметка уровня воды от 50 до 70 см». Сама буксировка будет проходить в три этапа: выход из завода, проход по Санкт-Петербургскому морскому каналу и переход под мостами, и непосредственная установка на месте вечной стоянки у Петроградской набережной. «В случае неблагоприятных гидрометеоусловий, падения уровня воды по ординару предусмотрена (с проходом моста ЗСД) швартовка крейсера до улучшения гидрометеоусловий вдоль Английской набережной», – предупредил Смоляк.
После того как с буксировкой определились, вице-губернатор Михаил Мокрецов отчитался по своему профилю: инженерные сети к приходу «Авроры» готовы, но есть проблема. Дело в том, что город на 99 лет «подарил» Центральному военно-морскому музею 127-метровый кусок прилегающей набережной, но нужен павильон с пропускным пунктом для туристов, кассовым оборудованием и пандусами для инвалидов. Есть даже утвержденный проект и известна стоимость — 10 млн 560 тыс рублей, – но нет денег. Ни в бюджете Минобороны, ни в казне Петербурга такая статья расходов не значится.
«С павильоном мы поможем, мы его вам построим, – сказал Полтавченко, – а вот с оборудованием это уже никак. Это уже нецелевое расходование бюджетных средств получается». Позже стало известно, что оснащение павильона возьмет на себя главкомат ВМФ, таким образом городу потребуется найти только примерно 4 миллиона рублей для постройки «коробки».
В своем выступлении Мокрецов также добавил, что единственно, кто не вернется к месту вечной стоянки, это торговцы сувенирной продукцией — частные предприниматели, долгие годы подрабатывавшие на символе города и разрушавшие его открыточный вид. Договоры с юридическим лицом будут расторгнуты, – сообщил вице-губернатор и добавил, что власти готовы рассмотреть предложение перевести торговую точку ближе к мосту.
Подводя черту, Георгий Полтавченко обозначил ключевое: патриотическому воспитанию быть, павильон для ЦВММ тоже можно построить и над созданием фонда финансовой помощи хорошо бы подумать.
«Я надеюсь, мы все с вами встретимся на красивом, я думаю, действии постановки на место стоянки крейсера. Ориентировочно, это будет с 15-го на 16-е. Это оптимальное, на мой взгляд, время. Белые ночи еще не закончатся. Красиво», – вот так, по простому, губернатор ответил на главный интересующий всех вопрос. Уже после совета главком ВМФ Владимир Королев сказал «Фонтанке», что дата пока неточная, так как многое зависит от погоды, но совершенно ясно, что «Аврора» будет возвращаться ночью. По данным «Фонтанки», уже даже обозначено время — торжественный выход крейсера из завода намечен на 21:00 15 июля, а ориентировочное прибытие к Петровской набережной — 10 утра субботы, 16 июля.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»