ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» не вправе взимать плату за отключение радиоточек – окончательное решение принял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Дело против госпредприятия, в ведении которого находится 1,3 млн радиоточек в Санкт-Петербурге, было возбуждено региональным управлением Роспотребнадзора по жалобе одного из горожан. В ходе проверки чиновники пришли к выводу о незаконности установленного оператором порядка расторжения договора пользования услуг трансляций трех государственных радиопрограмм. Он вынуждал абонента лично подать заявление в офис предприятия, представлять документы на квартиру, дожидаться электромонтера для отключения проводного канала. Кроме того, оператор установил специальный тариф за отключение – 100 рублей, а также требовал платить за радиоточку еще больше месяца после оформления заявки.
Однако Гражданский кодекс РФ гарантирует клиентам право в любой момент и без объяснения причин отказаться от услуг, компенсировав только фактические расходы компании. Поэтому надзорный орган признал норму о взимании платы ущемляющим права потребителей, выдав оператору предписание об исключении из публичного договора спорного условия.
Не согласившись с выводом Роспотребнадзора, ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но служители Фемиды полностью поддержали доводы чиновников. Не увенчалась успехом и попытка оператора оспорить это решение в апелляционной инстанции: «Поскольку отключение радиоточки осуществляется в рамках единой услуги проводного радиовещания, оказываемой на возмездной основе, такую услугу отдельной считать нельзя», – констатировала судья Анна Семенова, подтверждая законность предписания Роспотребназора.
Окончательное решение вступило в силу.
Отметим, что по данным исследований большинство петербуржцев уже давно не пользуются проводным радиовещанием. Между тем они вынуждены оплачивать навязанную услугу (64,45 рубля в месяц), которая принудительно включается в единый выставляемый жильцам счет (так называемую «розовую квитанцию»).