Впервые в новейшей истории Петербурга в камере оказались сразу пять подозреваемых в педофилии. Впервые за это задержан заслуженный учитель. И такое началось с фильма о правах человека, случайно снятого студенткой.
Перед тем, как рано утром 24 апреля около сорока оперативников убойного и заказного отделов Управления уголовного розыска Петербурга начали проводить обыски по выданным им адресам, с ними проводили своего рода занятия. Ведь предстояло беседовать с детьми на омерзительные темы.
А даже те, кому комфортно рычать на налетчиков, порой не способны спрашивать у ребенка оральные подробности. Но после краткого инструктажа, проведенного сотрудниками отделения по борьбе с педофилами, началась самая масштабная за десятки лет реализация материалов по уголовному делу, связанному с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних.
Толчком же к оперативной разработке неожиданно послужила конкурсная работа студентки факультета культуры Гуманитарного института профсоюзов.
В уголовном деле, возбужденном в Следственном комитете Кировского района по части третьей статьи 132 УК, есть показания 26-летнего петербуржца Якова. Формально они лежат в фундаменте дела, хотя, конечно, в его материалах уже сегодня есть имена минимум шести жертв из числа бывших воспитанников детского дома № 10, который сегодня называется «Центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей № 8». Так что слово – Яше. Тем более с него все и развернулось.
В марте 2016 года Яша на ресурсе bedperson рассказал о романе с геем-узбеком, разбитом сердце и доставшейся от государства комнате, которую он продал. Он обратился в петербургскую «Ночлежку», где сообщил об отнявших жилье «черных» риелторах. «Ночлежка» разослала в СМИ, которые специализируются на социальной тематике, проникновенное письмо о Яше. В нем от первого лица, помимо квартирной истории, сообщалось: «Мне было 13. Я хотел работать, чтоб помочь своей больной матери. Так я начал сниматься в гей-порно... Незадолго до всего этого меня совратил бывший воспитанник детского дома. За полгода до того, как я устроился на работу, он начал водить меня в соседнюю с детдомом парадную и там заставлял ему делать минет. Потом он давал мне деньги, чтобы я молчал, водил в сауну. И тогда, и сейчас этот человек работает сотрудником в социальной гостинице для выпускников детских домов».
Письмо случайно увидела четверокурсница Государственного университета профсоюзов Екатерина Соболевская. А так как она готовила работу на городской конкурс по правам человека, то и сняла 35-минутный фильм «Моя история». Историю, конечно, она рассказала Яшину. В кадре молодой человек откровенно вспоминал: «Бывший выпускник того самого детского дома, где я жил, работает и сейчас в социальной гостинице, приходил он в детский дом… Первый раз это было в туалете. Он запугивал психушкой... Это происходило каждую неделю… Были также старшеклассники, которые насиловали малолетних».
Кино попало на студенческий конкурс «Права человека – 2016», который проводит петербургский омбудсмен Александр Шишлов при поддержке комитета науки и высшей школы Петербурга, совета ректоров вузов, комитета законности, правопорядка и безопасности Смольного. Фильм студентки победил. О нем рассказали сайты Шишлова и Университета профсоюзов. В феврале 2017-го омбудсмен выступил с заявлением: «Фильм Екатерины Соболевской содержит информацию о совершенных в отношении героя преступлениях, в том числе о незаконном завладении его квартирой… Уполномоченный направил полученные от автора конкурсной работы видеоматериалы в прокуратуру Санкт-Петербурга, приобщив к ним поступившие ранее обращения в защиту имущественных прав выпускников коррекционных детских домов».
Из прокуратуры такое могло попасть только в одно место – отделение по изничтожению педофилов при заказном отделе Управления уголовного розыска. Заметим, это всего пять сотрудников, которые за последние три года подготовили материалы к 98 арестам за сексуальные нападения на детей.
Так, с конца января этого года они от показаний Яши шли к другим показаниям; от профилей в сети к профилям; а от прослушивания одного мобильного – к другому. В результате они фактически установили сеть. Первыми в ней оказались пять взрослых. И все они имели непосредственное отношение к детскому дому № 10 Кировского района. Помимо подозреваемых детективы установили и тех, кого они развращали. И если одиночек-педофилов заказной отдел нахлопал вдоволь, то с таким они столкнулись впервые. Поэтому и решение о возбуждении уголовного дела принималось в кабинете начальника СК Петербурга Александра Клауса. Само же дело, как уже в новостях сообщила «Фонтанка», было возбуждено в Кировском Следственном комитете. Потому как после теракта 3 апреля Главное следственное управление завалено текущей работой.
После того как с утра 24 апреля следствие и розыск провели обыски в квартирах подозреваемых, они пришли в три учреждения: школу № 565 и «Центр для детей-сирот № 8» (бывший детский дом № 10), которые расположены в одном здании на Ивана Черных, 11, а также в социальную гостиницу для детей сирот «Мечта», находящуюся неподалеку – в доме 11 по Турбинной улице. Понятно, что искать при такой квалификации дела можно только соответствующую информацию на компьютерах. Но помимо осмотров из Центра сирот полицейские увезли всех мальчиков – около сорока. Для них заранее были подготовлены кабинеты в Следственном комитете Кировского района и уголовном розыске. Где их ждали психологи. Задача была поставлена предсказуемая – установить тех, кто уже прошел через насилие или что-либо об этом знает.
Тем временем в других кабинетах допрашивали пятерых доставленных. Ужаснее всего имя первого – это 70-летний Станислав Виноградов. Он стал директором 565-й школы в 1998 году. В 2004-м, кстати, во время предполагаемых эпизодов, награжден знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Заслуженный учитель России с 2008-го, между прочим. В настоящее время работает методистом в той же 565-й.
Второй: 46-летний Михаил Елин. Который ранее занимал должность замдиректора детского дома на Ивана Черных по учебно-воспитательной работе. Сегодня – старший воспитатель.
Третий: 41-летний выпускник того же 10-го детского дома Кирилл Покалюк. А ныне – ответственный за социальную гостиницу для сирот «Мечта». Трудно не заметить, что занимается он своим делом энергично. Так, например, в октябре 2013 года в его «Мечту» по его же приглашению приезжала Ксения Собчак и Людмила Нарусова.
Четвертым фигурантом стал также бывший воспитанник, Павел Приказчиков, а пятым – также бывший воспитанник Андрей Соловьев.
Всех пятерых следователь задержал на двое суток. А раз такое решение принято, то 99 процентов, что Следственный комитет выйдет на арест. В ходатайствах на эту меру следователь, скорее всего, изложит то, что уже напечатал в постановлении уголовного дела: «…действуя умышленно, из низменных побуждений, с целью удовлетворения своих половых потребностей, совершали в отношении заведомо для них не достигших четырнадцатилетнего возраста, которые в силу своего возраста и развития находились в беспомощном состоянии… мужеложство, то есть половое сношение, путем введения своего…»
И так каждому.
«Фонтанка» не стала звонить двум женщинам – директорам школы № 565 и Центра сирот. Как нашим журналистам сказали в ГУ МВД, они здесь точно ни при чем. А что вы бы хотели от них услышать? Сейчас у них настроение – хоть вешайся.
Евгений Вышенков, Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»