Суверенный фонд ОАЭ, подконтрольный шейху, намерен инвестировать в аэропорт Петербурга миллионы долларов. Но точную сумму петербуржцы не узнают даже через 30 лет.
Аэропорт Петербурга в ближайшее время ждет новых инвесторов. Вероятно, уже до лета ВТБ сократит долю в кипрской компании Thalita Trading Limited. Именно офшору на 100 процентов принадлежит временный оператор Пулково – "Воздушные ворота Северной столицы". Имена покупателей названы, но у них осталось не так много времени, чтобы успеть вернуть свои вложения в кратном размере.
25 процентов в Thalita Trading Limited (Thalita) у Группы ВТБ приобретает консорциум, в состав которого входят Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), инвестиционная компания Mubadala Development Company, а также Baring Vostok Private Equity Fund V и ряд связанных фондов (Baring Vostok).
Как сообщили "Фонтанке" в РФПИ, 25-процентный пакет будет находиться в совместном распоряжении консорциума.
Сделку, которую еще должна одобрить ФАС (ходатайство уже подано. – Прим. ред.) оценил генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев. "В соответствии со своей долгосрочной стратегией РФПИ привлекает ведущих иностранных инвесторов в ключевые инфраструктурные проекты в России. Аэропорт Пулково – отличный пример успешного проекта, реализуемого с использованием механизма ГЧП (один из крупнейших примеров в России) и позволившего сформировать надежный актив высокого качества", – заявил Дмитриев.
Группа ВТБ, в свою очередь, не первый раз подтверждает "Фонтанке" намерение сократить свое присутствие в петербургском хабе. "Пулково является инвестиционным проектом для группы ВТБ, и, безусловно, наша долгосрочная стратегия как финансового инвестора всегда подразумевала выход из этого актива через определенный промежуток времени", – традиционно отвечают в пресс-службе финансовой организации. А в ВВСС столь же традиционно не комментируют решения акционеров.
По данным РФПИ, в результате транзакции доля "ВТБ Капитал" в Thalita снизится до 25,01%. Два других участника – Fraport и Qatar Investment Authority – сохранят свои позиции в офшорной компании (25% и 24,99% соответственно).
Реноме всех новичков, заинтересовавшихся воздушной гаванью Петербурга, заслуживает отдельного внимания. С "родным" суверенным РФПИ (основан в 2011 году по инициативе президента РФ) все понятно: фонд создавался как катализатор зарубежных инвестиций в российскую экономику.
Арабская Mubadala о себе сообщает, что компания признана правительством Абу-Даби ведущим агентом в диверсификации экономики Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Структура, председателем совета директоров которой является наследный принц Абу-Даби – шейх Мохаммед бин Зайд аль-Нахайян, – нарастила портфель инвестиций по всему миру до 76,1 миллиардов долларов. Совокупный доход Mubadala – 9,28 миллиарда долларов.
"Мы являемся активным инвестором, ориентированным на долгосрочную перспективу в различных секторах и регионах, сотрудничающим c организациями мирового уровня для создания и управления совместными предприятиями и инвестиционными площадками", – презентует себя компания.
"Разветвленная" Baring Vostok с ее семейством фондов и офисом в Москве специализируется на инвестициях в России и странах СНГ. Baring Vostok Private Equity Fund V находится под управлением Baring Vostok Capital Partners (объем активов — свыше 2 млрд долларов). В числе проектов Baring Vostok такие гиганты, как "Яндекс", 1С, СТС MEDIA (управляет каналами "СТС", "Домашний", "ДТВ").
Предполагается, что вливания консорциума в ВВСС могут составить от 100 до 200 миллионов долларов. Впрочем, в РФПИ такую сумму пока официально не подтверждают. "Мы не можем раскрыть точную сумму и структуру сделки. Предусматривается, что инвесторы производят оплату на начальном этапе. Потребность в последующих инвестициях будет определяться динамикой развития аэропорта", – сообщили "Фонтанке" в фонде. Там также добавили, что самый крупный участник консорциума – Mubadala Investment Company – осуществляет оплату инвестиции исходя из своей доли в консорциуме.
Новые инвесторы отказываются озвучивать сумму сделки. Вряд ли цифра станет достоянием общественности и после того, как процедура вхождения консорциума в капитал Thalita завершится официально. "В настоящее время члены консорциума ограничены в раскрытии данной информации", – был кратким ответ от имени РФПИ.
Примечательно, что сообщение о смене инвесторов появилось в момент, когда аэропорт "пошел на взлет". В финансовом отчете ВВСС по итогам 2016 года сообщается, что оператор Пулково в разы увеличил прибыль – до 2 млрд 690 млн рублей против 353 миллионов в 2015 году. Выручка компании превысила 14,239 миллиардов рублей.
Не раз "Фонтанка" сообщала и о том, как аэропорт, в реконструкцию которого с 2010 года уже инвестировано более 1,2 миллиарда евро, с 2016 года начал наращивать пассажирооборот. Итоговая цифра за 2016 год – 13,3 млн пассажиров. Это чуть хуже 2015 года (13,5 млн) и гораздо хуже показателей пока рекордного для "Воздушных ворот Северной столицы" 2014 года, когда обслужили 14,3 млн. Но по итогам 2017 года в ВВСС ожидают рост трафика не менее чем на 10%. К 2040 году, как известно, инвесторы обещали увеличить пропускную способность Пулково до 35 миллионов пассажиров в год.
Напомним, ВВСС управляют петербургским аэропортом на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. Государственный Пулково (100 процентов принадлежат Санкт-Петербургу) с 2010 года передан в управление на 30 лет.
В смольнинском комитете по транспорту "Фонтанке" сообщили, что инвесторы, которые вкладываются в развитие инфраструктуры аэропорта, на сегодняшний день не рассматривают вопрос о "захвате" воздушной гавани Петербурга. "Инфраструктура останется городу и после окончания действия соглашения о ГЧП", – заявили в Смольном.
Генеральный директор Colliers International в СПб Андрей Косарев не сомневается в том, что пул инвесторов, заходя в Петербург, рассчитывал вернуть вложения и получить прибыль именно за отведенные им 30 лет. "Очень серьезный список бывших и будущих концессионеров, которые оценили и все свои риски, и каждый из возможных сценариев", – говорит Косарев. По его оценке, окупаемость подобных инфраструктурынх проектов составляет около 15 лет. "Соответственно, начиная с 2025 года партнеры уже наверняка рассчитывали на получение прибыли", – рассуждает глава петербургского офиса Colliers International.
Стагнация Пулково в 2015 – 2016 годы, когда падение пассажироооборота пережила вся авиация в РФ, по оценке Косарева, вряд ли могла серьезно повлиять на решение суверенного фонда ОАЭ. "Единственный путь у Пулково – расширять мощности хаба и наращивать пассажирооборот до заявленного ранее уровня", – резюмировал Андрей Косарев.
Управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис, впрочем, не исключает и другой бизнес-сценарий. "Высока вероятность того, что через некоторое время будет затребована оценка этого актива, а уже после этого может быть принято решение по предъявлению прав собственности. Если подобный запрос состоится, скорее всего, он будет удовлетворен, в таком случае актив частично перейдет новым инвесторам", – предполагает Наталья Скаландис .
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"