Антикризисный менеджер «Ленэнерго» Роман Бердников уходит. Компания вышла в плюс и ее передают Андрею Рюмину, за которым просматривается новый глава «Россетей».
По данным «Фонтанки», совет директоров компании еще не утвердил кандидатуру Андрея Рюмина, однако его назначение уже согласовано с министерством энергетики и губернатором Георгием Полтавченко. Предполагается, что на должность он заступит в первые дни нового года. В самом «Ленэнерго» не комментируют информацию о смене руководства.
О грядущих переменах начали говорить еще в начале осени, и это логично. Роман Бердников приступил к исполнению обязанностей в «Ленэнерго» в конце 2015 года после того, как совет директоров досрочно прекратил полномочия предыдущего директора Андрея Сизова. На момент назначения Бердников уже занимал должность первого заместителя гендиректора ПАО «Россети» Олега Бударгина. В августе 2016 года Бударгин возглавил совет директоров «Ленэнерго», а прошлым летом его переизбрали. Однако в самих «Россетях» Бударгина в сентябре сменил Павел Ливинский. Сразу появились слухи, что на место Бердникова он приведет кого-то из своих людей.
Насколько Рюмин «свой», сложно сказать однозначно, но связь налицо. Сначала он был заместителем Ливинского, пока тот возглавлял Объединенную энергетическую компанию, а в начале 2013-го сменил его на должности директора. Затем оба они заседали в совете директоров газпромовского «Мосэнерго» (Ливинский там до сих пор).
Среди прошлых активов Рюмина – доли в компаниях «Атлант 21 ВЕК» (торговля напитками) и «Стар Кар» (продажа мотоциклов), а также «Югпром» и «Стройдоральянс». Одним из учредителей последнего является Елена Николаевна Билоконь, дочь бывшего украинского министра внутренних дел. Это не главная связь Рюмина с Украиной. В 2006 году СМИ облетели фотографии его шикарной свадьбы в Москве. Женой Андрея Рюмина стала Ирина Медведчук, чей отец Виктор возглавлял администрацию президента Виктора Ющенко, а сейчас курирует обмен пленными между Киевом и Донбассом. СМИ называют Виктора Медведчука кумом Владимира Путина, который якобы крестил вторую его дочь.
В данный момент Рюмин остается совладельцем еще нескольких компаний, среди которых ООО «Савком», «Атвармор» и «Твист». Во всех трех его партнерами являются Владислав Сеник и Александр Путилин.
Дальнейшие планы «Россетей» на Романа Бердникова неизвестны. «Он все два года оставался исполняющим обязанности в «Ленэнерго» и замгендиректора «Россетей», – говорит собеседник «Фонтанки» на энергетическом рынке. – Уже одно это говорило о том, что Бердников приглашен как кризисный менеджер, а высаживаться здесь на постоянной основе не собирается».
О результатах этой антикризисной деятельности говорят цифры. По итогам 2016 года компания впервые за долгое время получила прибыль в 7,5 млрд, 2 млрд из которых направила на дивиденды. За год до этого были зафиксированы шестимиллиардные убытки.
В 2016-м утроился и объем капвложений. Этому есть объяснение: главной задачей Бердникова была реализация программы техприсоединения, которая финансировалась за счет облигаций федерального займа. Всего на эти цели направили примерно половину от 32 млрд рублей, полученных за счет размещения. Освоила компания не все средства, но все равно отчиталась о заключении 38,6 тысячи договоров по подключению к электросетям (10 тысяч из них – в Петербурге, свыше 28 тысяч – в Ленобласти).
Кроме того, по скорости и простоте подключения к электричеству Россия оказалась среди лидеров рейтинга Всемирного банка DoingBussiness, поднявшись с 30 на 10 место. На треть это заслуга Петербурга, а значит и «Ленэнерго». Сроки подключения сократились вдвое (по разным оценкам, они составляют от 80 до 90 дней).
«Мы не выставляем оценки, но цифры говорят сами за себя, – подчеркивает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. – Финансовое оздоровление произошло, в плане техприсоединения совершен настоящий рывок».
Стоит учесть, что у Бердникова оказались ресурсы, которых не было у его предшественников: Смольный изменил подход к тарифному регулированию и увеличил необходимую валовую выручку; федералы – «насыпали» миллиарды от облигаций. Впрочем, и отчитываться приходилось соответственно. Программа техприсоединения оказалась чревата тем, что город был тотально перекопан. «Ленэнерго» так спешило выполнить поставленную задачу, что нередко забывало получить необходимые ордера от государственно-административной инспекции. Отношения с ведомством оказались испорчены всерьез и, видимо, надолго. На последнем заседании отраслевой межведомственной комиссии районы и центр комплексного благоустройства опять подступили к Бердникову с фотографиями просевшего грунта и незакопанных траншей. Тот отбивался с улыбкой, за которой хочется увидеть осведомленность, а под конец добавил: «Вы говорите только про траншеи, но почему никто не скажет про 180 км кабельных сетей, которые мы проложили? Если бы мы каждый раз шли по пути получения ордера, мы бы до сих пор не закончили». Снимать послевкусие от этой реплики придется, видимо, уже Андрею Рюмину.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»