Продавцы тысяч магазинов с утра не смогли отчитаться перед налоговой за оборот, засбоили онлайн-кассы. Убытков — на 2,5 млрд. ФНС не стала долго думать, сказала — потом сочтемся.
С раннего утра 20 декабря по стране прокатилась волна сбоев в работе онлайн-касс. Чеки не печатались или печатались наполовину, техника зависала. Праздничный бум продаж оказался под угрозой, но налоговики поспешили выдать индульгенцию всем, кто на время забудет об отчетности. Больше всего костерят производителя со знакомым в Петербурге названием «Штрих-М». Именно он оборудовал зону платной парковки в Петербурге и собирается вешать валидаторы в общественном транспорте.
Началось, само собой, с Владивостока. «Сегодня реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки и встала торговля, – написал в соцсети глава приморской сети DNS Digital Store Дмитрий Алексеев. – Пока не знаю, случайно или нет вкралась ошибка в микрокод этого принтера, но сейчас по всей стране, вслед за солнцем, из всех магазинов несется мат».
Скоро обсценное зазвучало и в Петербурге, причем и в наименее подходящем для этого месте. «Кассы перестали работать с утра, – говорит Денис Котов, генеральный директор «Буквоеда». – Перешли на ручное выписывание чеков. Поток покупателей нарастает, грозит потерями продаж – в предновогодний сезон это будет серьезным ударом по бизнесу. «Штрих-М» высылает своих специалистов, их на всех не хватает. Прислали инструкцию по записи информации в систему вручную. Надеемся, что они экстренно решат проблему, иначе придется закрывать магазины. Ситуация показала, что весь розничный бизнес зависит от работы одной компании».
«В ночь на 20 декабря на ряде АЗС произошло отключение фискальных регистраторов кассовых аппаратов при полностью исправном оборудовании, – говорят в ПАО «Газпром нефть». – Причины произошедшего выясняются. В настоящий момент работоспособность системы восстанавливается. Полное восстановление прогнозируется в течение нескольких часов».
«Проблема затронула несколько процентов кассовых аппаратов торговых сетей, – рассказывают в X5 Retail Group. – Перебои были зафиксированы в 04:00 мск во время открытия магазинов в Сибири. Нестабильность работы касс была вызвана ошибкой программного обеспечения контрольно-кассовой техники, которую допустил производитель оборудования. Поскольку X5 вместе с ФНС достаточно долго пилотировала онлайн-кассы до вступления в действие закона об их обязательном применении, в ходе этого пилотирования были проработаны варианты решения проблем, и IT-специалисты Х5 оперативно нашли решение проблемы. К настоящему моменту работоспособность большинства вышедших из строя кассовых аппаратов возобновлена».
Днем о сбое касс «Штрих-М» сообщил городской центр управления парковками. В ручной режим работы перевели систему на восьми автостоянках: у станций метро «Бухарестская», «Гражданский проспект», «Купчино», «Ладожская», «Ленинский проспект», «Площадь Александра Невского», а также на 5-м Предпортовом проезде и на пр. Народного Ополчения.
Очень скоро пользователи фискальных регистраторов сошлись во мнении, что проблема возникает только на тех аппаратах, которые были перепрошиты летом. Соответственно, помогает откат к апрельской версии программного обеспечения. Эту информацию подтвердили и в службе технической поддержки «Штриха-М». Сайт производителя сначала выдавал ошибку, потом перешел к извинениям: «В настоящее время 2500 центров технического обслуживания нашей компании и 20 000 сервисных инженеров по всей стране занимаются устранением последствий произошедшего сбоя, – сообщает компания. – В центральном офисе ГК «Штрих-М» функционирует штаб, непрерывно осуществляющий мониторинг ситуации». Одновременно повесили инструкцию и материалы для скачивания новой прошивки. В техподдержке петербургского филиала уточнили, что если компания не находится на обслуживании производителя, аппарат для восстановления работоспособности надо будет принести в их сервисный центр. В противном случае можно вызвать мастера на место.
«Пока будем носить туда-сюда, Новый год отменится», – видимо, решили в Федеральной налоговой службе и официальным письмом временно отпустили грехи ретейлерам. «Пользователи, в работе контрольно-кассовой техники которых произошел сбой, вправе осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники в связи с отсутствием вины, – говорится в нем. – После восстановления работоспособности... пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неучтенной по контрольно-кассовой техникие выручки».
Интересы покупателей поспешил прикрыть Роспотребнадзор. По словам ведомства, отсутствие чека не помешает потом отстаивать свои права. «При приобретении дорогостоящих товаров и техники, одежды и т. д. в случае сбоев работы технического оборудования, в том числе кассовой техники, потребителю рекомендуется запастись сведениями о свидетелях этой сделки, потребитель вправе произвести фото- или видеосъемку процесса покупки, чтобы воспользоваться этими данными при возврате товара, – рассказали в службе. – Возможно оформление дополнительных документов на бланках продавца (товарный чек, гарантийный талон, сервисные книжки) с указанием даты совершения покупки и по возможности ее цены».
Фискальный регистратор является составляющей частью кассы, он предназначен для записи, хранения и передачи данных об оплате в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн. Использование этой техники стало обязательным с 1 июля. Еще полтора года назад из 2,2 млн онлайн-касс в Петербурге на долю «Штриха-М» приходилось порядка 40%. В начале 2017 года его долю оценивали в 50%. Среди бывших совладельцев группы значится Игорь Зубков, старший вице-президент банка ВТБ. В Петербурге компания не чужая; именно «Штрих-М» создавал здесь систему управления парковочным пространством. Входящий в группу «НТЦ-Измеритель» представил прототип комплексной информационной системы управления общественным транспортом (КИСУ) в Петербурге и считается главным претендентом на реализацию программы.
«НТЦ-Измеритель» тоже упоминается в письме ФНС среди производителей взбунтовавшейся 20 декабря техники. Кроме того, в проблемном списке оказались ООО «Тринити» (по данным «Оператора фискальных данных», входит в Штрих-М) и ООО «РР-Электро» (чей владелец Андрей Никулин одновременно возглавляет "Штрих-ТД").
По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, сбой техники по всей стране стоил 2,5 млрд убытков ретейлерам и коснулся 9% всего рынка. В кассы не поступило 10 млрд рублей оборота. «Это, безусловно, дискредитирует систему, хотя она дискредитирована с самого начала, – говорит Иван Федяков, генеральный директор NFOline. – Внедрение онлайн-касс, напомню, переносили из-за дефицита техники и ее низкого качества. Принципиально важно, чтобы были последствия, оператор должен финансово ответить за убытки розничным сетям. Только в этом случае он и его конкуренты будут серьезно относиться к своей зоне ответственности. Это же происходит в канун Нового года и чревато потерей лояльности потребителей».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»