Апрель в Санкт-Петербурге и Ленобласти продолжает радовать непредсказуемой погодой. Снегопады сменяются жарой, солнечная погода — дождями, улицы и дворы превращаются в озера. А климатологи говорят, что к такой погоде надо привыкать, поскольку дальше будет все страннее и страшнее.
В Красногвардейском районе затопило садоводческий массив. От паводка страдают не только петербуржцы, но и жители области.
Не нужно даже обращаться к анналам метеослужбы, чтобы почувствовать сложившуюся странную тенденцию — зима наступает с большим запозданием, потом словно пытается нагнать упущенное морозом и снежком, а затем резко сдается под напором все более рьяного солнца в апреле, устраивая показательные наводнения по всей России, и не только.
Еще в 2015 году финские климатологи говорили о тревожной тенденции роста температур в начале зимы. В значительной мере это связано с потеплением в приполярной области Северного полушария. Ледовитый океан уже не так ледовит, как раньше, как отмечают норвежские исследователи, температура его вод к зиме выше, и замерзает он позже — в связи с этим позже приходит зима в наши, прибалтийские, широты.
Российские ученые еще в 2012 году в своем докладе по изменениям климата предсказывали, что этот процесс приведет к росту числа осадков на северо-западе России. И предупреждали о нестабильности климатических условий уже в ближайшем будущем.
Не так давно метеоролог Норвежского метеорологического института Расмус Бенестад обратил внимание на настораживающий факт — площадь территорий Земли, над которыми идут дожди, постоянно сокращается. На данный момент она составляет всего 23% ее полной площади. Но количество испарений с ростом температуры отнюдь не сокращается, а наоборот, увеличивается. Влага, где-то испарившись, должна вновь выпасть на землю, и это значит, что там, где осадки сохранятся, — они будут более обильными, чем ранее.
Эта информация прекрасно коррелирует с данными специалистов из Университета Мэриленда, США, которые обратили внимание на непрерывный рост площади Сахары. Эта величайшая теплая пустыня мира увеличила свою площадь на 10% менее чем за столетие, за счет южных саванн. Исчезают озера, реки — воды просто нет. Но где-то она обязательно выпадет. И очень может быть, что выпадать она будет именно в нашем регионе, в виде дождей и снегопадов.
Первые признаки этого уже видны даже обычным горожанам, не говоря уж о ученых. Как писала «Фонтанка», в прошлом году рекордное количество осадков выпало в Петербурге за апрель 2017 года. За 136 лет наблюдений синоптики такую мокрую аномалию в этом месяце зафиксировали впервые. В целом же весь 2017-й стал одним из самых дождливых для Северной столицы. Причем в декабре 17-го градусники показывали аномально тёплую температуру, климатическая норма в первый зимний месяц была превышена на пять градусов. Март же поставил рекорд по снежности.
Именно таков наиболее неприятный сценарий — это длинная, дождливая осень, плавно переходящая в мокрую зиму. Затем приходят морозы, и земля промерзает. А уж после начинаются мощные снегопады. Снег теплоизолирующим одеялом сохраняет холод в грунте. И когда наступает дружная весна, связанная с стремительным ростом солнечной инсоляции, воде не остается другого пути, как искать сток, так как впитаться в промороженный грунт она не может.
Такая весна не является чем-то экстремально новым — просто объемы воды, которые она выдаст на единицу площади, будут все больше. Поэтому мелиорация становится важнейшей задачей в обозримом будущем.
Организовывая пространство для строительства жилья или промышленных предприятий, зоны отдыха необходимо обязательно думать над проблемой водоотвода. Приемов и решений достаточно много, надо только заранее продумать их. Методики, составленные более полувека назад, уже не работают — нужно брать пример с территорий, у которых есть опыт существования в условиях тропических или муссонных ливней. А специальность «мелиоратор» очень скоро может стать очень востребованной даже в городских условиях.
Константин Ранкс, специально для "Фонтанки.ру"