Вот у меня растет ребенок. И вот я вижу гламурное щебетание по телевизору в программах типа «Секс с Анфисой Чеховой». И это пошло, и доверия ведущая у меня не вызывает... Так кто же должен давать детям информацию, связанную с интимной жизнью человека? Школа, семья, улица, какие-то издания - СМИ? В то же время, представители религиозных кругов считают, что детей надо учить нравственности, и темы эти игнорировать. Короче, вопрос очень серьезный: надо этим заниматься или не надо.
Один из основополагающих законов, сформулированный Торричелли и Ломоносовым гласит «Природа не терпит пустоты». То есть, если предположить, что дети-подростки в этой информации не нуждаются, а я слышу такое подчас нелепое мнение: нас никто не учил - и ничего страшного, выросли - и не извращенцы, значит, как-то жизнь налаживается... Но! Все же - если этим не заниматься, значит дети будут отданы на произвол так называемой жизни. Одни будут получать информацию от нелепых гламурных девиц по ТВ. Другие - искаженные сведения улицы, со всей ее агрессией, шприцами и т.д. Третьи будут кусками выхватывать что-то из разговоров врослых. Поэтому мне кажется, вопросами полового воспитания заниматься надо. Но как?
К сожалению, в 1996 году государство в виде Министерства образования от этой темы категорически уклонилось. В те годы был объявлен тендер на лучшую программу по сексуальному воспитанию школьников. Зачем? Казалось бы, можно взять голландскую программу, которой пользуются многие европейские страны, американскую, какую угодно, да хоть японскую. Нет! И как раз вот что в некоторой степени испугало Министерство образования: взятые без учета ментальности и социальной среды чужеродные программы, пересаженные на нашу почву, да еще и отданные в руки не очень умных специалистов могли сослужить недобрую службу. Формированию такого мнения помог следующий факт: некие «энтузиасты-учителя» тогда, почитав "полторы голландских брошюры", стали приносить шести-семиклассникам в класс фаллоимитатор, ставили его на стол и говорили: «Итак, дети, начнем обучаться надеванию презерватива». Это было не только смешно, но нелепо, и в какой-то степени вредно. Дети, которые не подверглись постепенному системному обучению подобные вещи воспринимали как клубничку. И вот это, плюс давление религиозных кругов, привело Министерство образования к тому, что ни одна из программ, разработанных даже нашими сексологами, не была принята. Одну, кстати, представила и наша сексологическая организация.
Я все эти три программы видел, и авторы встречались. Все три программы были логичны, и принесли бы большую пользу хотя бы потому, что они предполагали ПОСТЕПЕННОЕ погружение в тему, начиная с курса бесед с маленькими детьми. В курсе речь шла о том, что есть в обществе мужчина и женщина, почему нужна семья, отношения внутри семьи, что есть эмоциональность, любовь, что такое ласка и т.д. И вот потом, после этого фундамента, у старшеклассников уже предполагались разговоры и о физиологии, и о контрацепции, и опасных заболеваниях, передающихся половым путем, которых следует избегать. Главное - вопросы эти уже были встроены в систему. К глубокому сожалению, в 96 году Министерство сказало, что школы у нас не готовы к этому, мы берем тайм-аут. И тайм-аут длится, увы, до сегодняшнего дня - 14 лет!
Благодаря этой тактике Министерства образования, мы получили такой вот затяжной эксперимент. И в настоящее время по опросам статистическим, которые проводились в Москве и Петербурге, выясняется следующее. На простейший, но очень важный вопрос: «А откуда дети и подростки черпают первичную информацию об отношениях», в основном, получен ответ: улица и сверстники.
А мы в прошлый раз касались темы, что первичная информация о сексе и отношениях откладывает глубочайший след на всей дальше взрослой жизни человека. Поэтому то, КАК вопрос этот будет донесен - крайне важно! Именно: что есть любовь, что есть отношения между мужчиной и женщиной, кто ведет себя как настоящий мужчина, что такое привлекательность, что такое интимные отношения, отчего рождаются дети, надо ли предохраняться, что такое СПИД, как противостоять действиям насильника, кто такие педофилы - целая куча тем, которые даже включают проблему безопасности. Поэтому первичная информация должна быть спокойная, адекватная, не шокирующая или пугающая, тем более - не пошлая. Ведь даже потом, если мы ее «переделаем», - след эмоциональный, и не только, останется у ребенка на всю жизнь!
И вот то, что статистика сегодня такая - настораживает. Но всех это устраивает! Значит, нас должно устраивать, что вообще у нас происходит в стране. А в стране происходят такие вещи, как выбрасывание младенцев и детей из окон, на помойки, мы видим рост сексуального насилия, мы видим педофилов, которых становится уже столько, судя по процессам, сколько уличных хулиганов. А многие педофильные действия скрываются и до суда не доходят вообще. Если нас вся эта ситуация устраивает, значит, должно все оставаться так, как сейчас есть. Если нас это не устраивает, то должна быть какая-то системная работа. Где? На мой взгляд - в школе.
Да, безусловно, с родителей снимать ответственность невозможно, и честно говоря, школа призвана в большей степени выдавать знания, и в меньшей - окультуривать и прививать какие-то качества! То, что это вопрос семьи, согласен. Но если мы посмотрим, сколько у нас семей неполных, если мы вспомним, сколько у нас алкоголиков, наркоманов, рецидивистов, если мы вспомним, сколько у нас взрослых, которые просто боятся и не знают КАК говорить с ребенком, то в школе все-таки у нас работают профессиональные учителя, и школа - это единственное социальное учреждение, которое, пусть не все дети в полном объеме, но проходят. Поэтому именно в школах должно идти такое воспитание. Ведь даже в серые советские годы, когда провозглашали лозунг «секса у нас нет», даже тогда были 12 часов у старшекласников под названием «Этика и психология семейной жизни». Пусть это было слабо, это было очень мало, но в том-то и парадокс, что этого сегодня и нет.
Следующий вопрос - кто просвещением таким должен заниматься? В свое время были жаркие дисскуссии: одни говорили - учителя, другие - пусть приходят врачи, третьи - еще что-то. Тогда так и получилось, что Министерство образования скрылось за тем, что учителя не годятся, а где взять столько специалистов.
Да, учитель и на мой взгляд заниматься подобного рода обучением не может. Не только потому, что у него нет знания. А потому, что учитель для ребенка - фигура «карающая» в некотором смысле: либо 5, либо 2, либо замечание в дневнике, либо «вызову родителей в школу». С таким человеком, даже очень хорошим, доверительных отношений быть не может! А профессиональных сексологов-врачей в России порядка 50 человек, они 5 школ могут в лучшем случае охватить. Но есть совершенно другая история, о которой почему-то забывают. Уже 5, как минимум, лет в школах работают психологи. Да, зачастую это человек, который на ставку посещает 3 школы. Но эти люди с образованием, они понимают особенности психики и эмоций ребенка-подростка. Их организовать и обучить основам ничего не стоит, мероприятие это вполне реальное в пределах страны. И вот они-то и могут нести эти знания школьникам. Они, а не педагоги, потому что не ставят отметок, дети их не боятся, настороженно к ним не относятся. В то же время, они все-таки бывают в школах, знают атмосферу, знают, что происходит с детьми.
Вообще, у детей, конечно, есть возможность получить информацию, но разрозненно, в зависимости оттого, как кому из них повезет, и кто кого как направит. Да, кто-то может не спать ночами, мало ли, так в семье принято - смотреть ужасающую белиберду под названием «Секс с Анфисой Чеховой», которая скорее несет вред, когда там обсуждают совершенно не нужные и пугающие детей вещи. Другой ребенок может иметь продвинутых родителей, беседовать с ними, иметь дома литературу - ему повезло. Третий может посетить (у нас 2-3 в Петербурге консультации типа центра "Ювента") молодежные консультации, и там почерпнуть знания. Четвертые, боюсь, все узнают от своего старшего прыщавого дружка со всем его искаженным мировосприятием. Системы сегодня нет! А система все равно будет когда-то создана, и, думаю, при школах.
Надо только понимать, что система сексуального просвещения и обучения - это немножко не то, что подразумевают и чему пугаются взрослые. Многие из них думают, что недопустимо,если с моим ребенком начнут говорить таким языком, где будут слова: клитор, оргазм, эрекция, презерватив. Ведь для многих как бы к этому и сводится сексуальное просвещение, образование и воспитание. Но это не так! Научно разработанная система идет от понимания души, законов нашего эмоционального мира, к подготовке ребенка к тому, чтобы быть любимым, любить, испытывать нежность и ответственность. И это здорово! И это то, о чем мы говорили в прошлый раз, когда многих пугают сегодня не слова презерватив, а - любовь, нежность, и всякое такое. То, чего нам сегодня не хватает! Вот им нужно дать сначала как фундамент это, и потом спокойно на таком фоне переходить к тому, каким образом уберегаться от страшных заболеваний и каким образом, если уж безумная любовь, но вы не готовы быть ответственными родителями, предохраняться, и т.д.
В идеале в обществе на сей счет должны быть грамотны и родители, и учителя, и дети. Почему? Не будет возможных конфликтов и парадоксов. Приведу пример, одна преподавательница биологии дрожащим голосом как-то спросила меня: «А вы уверены, что при детях возможно произносить слово онанизм...» Она, конечно, не виновата, что с ней общество поступило так, как мы теперь с детьми своими. Вот произносить слова из трех букв - это, пожалуйста, допустимо в нашем обществе!
Другой пример: помню, когда-то, на заре юности для одаренных старшеклассников физматинтерна я проводил беседу. После мне рассказали, что одна девочка пришла домой, изложила рассказанное маме и в ответ получила пощечину. И вот я тогда задумался - своей информацией я принес этой девочке добро или зло. Почему? Потому что мама у нее другая. Поэтому в идеале, конечно, надо заняться детьми и подростками, и через 20-30 лет, когда вымрет предыдущее поколение, они будут грамотными. Но за это время случиться много всего ненужного и проблематичного. Поэтому, конечно же, сексуальное просвещение, обучение, воспитание детей ни в коем случае не должно проходить на необитаемом острове. И окружающие также должны нести такие знания.
Есть и другая позиция. Я с большим уважением отношусь к людям искренне верующим. И есть такая модная тема в религиозных кругах, чтобы вместо системы сексуального просвещения давать уроки воздержания. Тут я не могу взять в толк, во-первых, как, каким образом уроки такие проводить? Где аргументы? Где научный материал о воздержании? Хотя, безусловно, лучше, чтоб дети начинали свою сексуальную жизнь в 18, а не в 15. Другой вопрос: как проводить эти уроки? Кроме хихиканий и нездорового интереса к теме это ничего не даст.
Убежден - с детьми нужно говорить обязательно честно, учитывая возраст. И вот какие принципы сексуального просвещения, я могу отметить: честность, учет возраста - безусловно. Например, когда пятилетний мальчик спрашивает: откуда я появился - надо говорить честно - «из животика мамы». И необходимо понимать, что его в этот момент про оргазм и роль папы пока не интересует... И на каждом возрастном этапе ответ должен звучать в рамках возрастного интереса! Но если вы не честны: капуста, аисты, или из пробирки, а многие говорят и глупое «вырастешь - узнаешь», то он и будет спрашивать у того прыщавого. Поэтому честность - раз, учитывание возраста - два, и обязательно связывая все, что сопряжено с сексом, с чувствами, переживаниями, индивидуальным выбором. Так, ребенок должен уяснить, что сексом занимаются не с каждым, а все-таки с тем, к кому душа лежит, и объясняя, что такое и эмоции, и отношения, и любовь. Вот на фоне этого! И четвертый принцип: если рядом адекватно мыслящие в этом направлении взрослые - то расти и формироваться будет непременно здоровый нормальный ребенок, а потом подросток и, наконец, взрослый. Более того, убежден, что если бы система работала, то мы имели бы гораздо меньше а) несчастных людей в своей личной жизни, б) меньше гораздо сексуального насилия и в) чудовищных преступлений, типа педофилии. 100 процентов!!! Вот в этом смысл того, что мы все равно должны прийти к системе.
Лев Щеглов, доктор меднаук, профессор, сексолог