Православный актер Николай Бурляев просит юридическую службу Московской патриархии обратить внимание на ряд оскорбительных и клеветнических, по его мнению, высказываний «кощунника» атеиста журналиста Александра Невзорова. Поводом стало обсуждение федеральной законодательной инициативы, прописывающей механизм передачи церкви имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Невзоров призвал «ни черта не отдавать церкви», второй назвал реплику коллеги по телевизионному цеху «криком сатаны».
Накал 21 сентября в «Открытой студии» «Пятого канала», судя по всему, зашкаливал — обе стороны (светская, ее представляли главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина и Александр Невзоров и религиозная, на страже ее интересов стояли народный артист России Николай Бурляев и протоиерей, настоятель настоятель храма Сретения Господня отец Георгий (Поляков) обменивались «любезностями», Невзоров «громил» православие, в ответ на это представитель РПЦ предложил ему «закрыть рот». «Вот так поп!», - с удивлением воскликнул Невзоров.
В общем, раздел имущества вышел шумным и не по-церковному материальным.
Итог битвы, судя по всему, члена патриаршего совета по культуре Бурляева не устроил и он настоятельно рекомендовал юрслужбе Московской патриархии обратить внимание на Невзорова. Сам актер, по совместительству руководитель союза деятелей славянской культуры «Золотой Витязь», опубликовал на сайте «Витязя» письмо, в котором расценил передачу как провокацию, в которую он невольно попал.
«От того, что Саша Невзоров говорил, даже если это оправдывать демократией и свободой слова, я, честно говоря, был в шоке, - пишет он. - Я мог ожидать этого от кого угодно, но только не от человека, который считает, что он сын русской культуры. Он считает себя эрудированным человеком, но при этом показывает откровенный оголтелый сатанизм, как будто в нем засел бес, который им крутит».
По его мнению, действия журналиста подпадают под статью УК о разжигании межрелигиозной розни, а также оскорблении чувств верующих. Вместе с тем, Бурляев не считает разжиганием межрелигиозной розни обвинения, адресованные им атеистическому миру, который, в его понимании, жаждет «краха Церкви и очень боится ее возрождения».
А вот сам артист, судя по всему, сделает все, чтобы возродить РПЦ, отстояв для нее госсобственность: «Сейчас пришло время для того, чтобы восторжествовала справедливость. То, что положено Церкви, должны ей отдать».
«Фонтанка» обратилась к артисту с вопросом: позволительно ли служителю церкви, человеку в рясе предлагать кому бы то ни было «закрыть рот»? Бурляев объяснил поведение батюшки в передаче «Отдадим всё церкви?» «сильным удивлением по поводу оголтелого сатанизма и хулиганства в эфире...Невзорова», поэтому его он понять, по собственному признанию, может, а вот своему оппоненту советует пройти длительный курс лечения. Видимо, от антирелигиозных устремлений.
Невзоров с удивлением отреагировал на «истерику РПЦ, связанную не с догматическими вопросами, а материальными». Однако обвинения в кощунстве с легкостью опроверг. «Считаю, что кощунство - это некое сознательное противопоставление себя в словесной форме какому-то сверхъестественному существу, - пояснил он. - Кощунствовать, вероятно, можно в отношении змея Горыныча, Микки-Мауса, Изиды, Николая Чудотворца или Осириса. В отношении, кого угодно. Для меня это все мифологические, фольклорные персонажи, которые, естественно, могут быть и иронически, и критически осмыслены. Такова практика мировой культуры и науки, позволяющая и предлагающая это делать. Кощунствовать может боговерующий человек".
Несмотря на угрозы Бурляева предать его анафеме, журналист с атеистических позиций не сошел, подчеркнув, что для него обсуждать всерьез догматику христиан "также нелепо, как обсуждать группу крови, Микки Мауса или то, сколько голов у змея Горыныча". Он также отказывается всерьез воспринимать угрозу попадания в ад за отказ одобрить передачу РПЦ музейных экспонатов, поскольку «воспринимает все это как забавный анекдот и фольклор». Опасения у него вызывает лишь наличие у церковных деятелей спичек, которыми «они привыкли решать вопросы». В данном случае, полагает он, в роли спичек выступает обращение в прокуратуру. В качестве подтверждения своих слов, Невзоров провел исторические параллели, припомнив христианам Варфоломеевскую ночь и постоянную войну с наукой. «К сожалению, вся история Европы последних двадцати столетий доказывает, что основным делом религии всегда была агрессия, разжигание войн, провоцирование конфликтов. Вспомним хотя бы Варфоломеевскую ночь и сожжение волхвов. Это дает нам право говорить о религии, как о крайне немирной и агрессивной практике», - заявил он. Исходя из исторического опыта христианства, соответствующей всем канонам религии назвал реплику священнослужителя: «Закрой рот», журналист, к слову, не понаслышке, знающий о церковных реалиях — в юности он пел в церковном хоре. «Я глубоко и всесторонне изучал этот вопрос. Он меня интересовал, поскольку нельзя что-либо отрицать от незнания», - смиренно согласился Невзоров.
В то время, как дьякон Владимир Василик, объяснивший хамство отца Георгия в своей статье на одном из православных сайтов небольшим опытом публичных выступлений, рассказывает о певческих талантах известного журналиста так: «В юности он терся вокруг Церкви, даже пел в церковном хоре, пытался пробраться к петербургскому митрополиту Иоанну, но покойный владыка держал его на расстоянии, что немудрено".
Ну, а «Пятый канал», полагает дьякон, с дальним атеистическим прицелом выбрал для съемок программы священную для православного русского человека дату - день Рождества Пресвятой Богородицы, день спасения России и русского Православия на поле Куликовом.
Бессилием бога, в свою очередь, объяснил Невзоров «истерику РПЦ» из-за материального. «Либо они не верят в его возможности, либо он у них, настолько хилый, что и дня без их опеки не протянет. Зачем же тогда такой нужен?», - иронизирует он. Излишне активных представителей церкви Невзоров призывает «наслаждаться своей конфессией, сидеть, не претендовать на музейные ценности и помнить, что неприкасаемых нет».
«Даже если и будет что-то передано, следующему поколению власти придется исправлять ошибку и это будет болезненный для РПЦ процесс. Хотел бы предостеречь церковь от таких архинеприятных ощущений, - проявил гуманизм он. - Понятно, что если что-то из произведений искусства России попадает в православный храм, то дети евреев, мусульман, буддистов, атеистов никогда не увидят эти картины, иконы... У миллионов людей искусство будет совершенно варварским образом отобрано".