Новый городской зоопарк в Юнтолово будут строить по концепции французской архитектурной студии Beckman-N'Trrepp, предложившей создать под Петербургом архипелаг островов. Стоимость победившего в конкурсе проекта в полтора раза превышает запланированную смету на строительство, но журналистам объяснили — и затраты в процессе могут корректироваться, и не все идеи обязательно реализовывать.
В конкурсе на лучшую концепцию зоопарка в Юнтолово участвовали два коллектива - студия Beckmann-N'Thepe Architects и российский коллектив, объединивший архитектора Вячеслава Ухова и «Студию-17». Испанская студия Amusement Logic, поначалу тоже собиравшаяся бороться за победу, позднее отказалась от участия — как пояснили корреспонденту «Фонтанки» организаторы, архитекторов не устроили сроки, установленные для подготовки работы.
На суд жюри было представлено два варианта. Французы предложили с помощью сети каналов превратить территорию, предназначенную для зоопарка, в архипелаг из шести островов — площадью от 20 до 96 га. Каждый остров должен символизировать какую-либо часть света, и на нем будет воссоздан животный и растительный мир соответствующего континента. Зоны будут изолированы, поэтому, пообещали авторы, можно будет поэтапно перевозить животных из старого зоопарка - не дожидаясь окончания строительства.
На вопрос губернатора Петербурга Валентины Матвиенко (участвовавшей в выборе победителя) не боятся ли авторы особенностей нашего климата, а также негативного гидрологического влияния — застойных вод или заиления, французы посоветовали поставить в каналах установки, снабжающие воду кислородом - тогда она не зацветет. Ответ губернатора не убедил, и она предложила подумать над возможностью создать такое же зонирование, но не на островах, а на суше. Архитекторы с сомнением в голосе предположили, что вообще-то можно соединить все острова между собой, но эти детали лучше обсудить при дальнейшей работе над концепцией.
Проект не предусматривает сохранения популяции восковника, растения занесенного в «Красную книгу». Не учтено в нем и влияние трассы Западного Скоростного диаметра — будущая трасса ограничивает территорию зоопарка с востока. Прозвучавшие замечания французские архитекторы пообещали учесть и добавили, что это «только первоначальная концепция, а технические детали можно доработать потом».
Второй проект, подготовленный отечественными архитекторами, был разработан с большим учетом особенностей территории. «Мы хотели сохранить существующий ландшафт, поэтому предпочли перенести экспозицию в павильоны, - объяснил Вячеслав Ухов. - Но поскольку делаем мы все-таки парк, то нам хотелось как можно дальше уйти от понятия «архитектура». Все постройки у нас замаскированы под естественный рельеф местности - холмы, каньоны, небольшие горки — и выполнены из природных материалов».
Территория, отведенная для зоопарка, сильно заболочена, поэтому на ней обязательно придется проводить выторфовку, вдобавок, поскольку большая часть этой суши затапливается осенью и весной, необходимо провести подсыпку грунта до 2,7 метров, причем, по условиям конкурса, нужно сохранить существующий гидрологический режим. Балансируя между этими взаимоисключающими требованиями архитекторы разработали систему дренирования, предусмотрели расширение речки Глухарки и строительство одного небольшого дополнительного канала. «Понятно, что в рамках подготовки мастер-плана невозможно было найти решение всех проблем, но мы хотели хотя бы понять — можно ли их решить в принципе», - объяснила главный инженер проекта Наталья Ухова.
Для того, чтобы нейтрализовать воздействие ЗСД на животных и посетителей зоопарка, авторы предложили ограничить территорию грядой насыпных холмов, расположенных вдоль трассы. Сразу за цепочкой естественных преград расположена буферная зона — коммерческая часть парка, в которой можно разместить аттракционы, рестораны и прочие увеселительные заведения. После еще одной цепочки холмов начинается собственно парк.
«Мы понимаем, что без коммерческой зоны ни один зоопарк в мире существовать не может, - объяснил Ухов. - Это - с одной стороны, а с другой — животных необходимо защитить от шумового и химического влияния ЗСД, а для посетителей увеселительных заведений негативное влияние магистрали не столь критично». К тому же, если расположить озелененную полосу вдоль трассы, то можно будет выполнить и пожелания соседей будущего зоопарка. «Я был на общественных слушаниях по проекту планировки — все жители района просили оставить им озеленение и с другой стороны дороги, вот мы и предлагаем насыпать естественный рельеф и посадить на нем деревья и кустарники, создать своеобразную защитную полосу», - рассказал архитектор.
Этот проект замечаний по существу у членов жюри не вызвал. Не протестовали даже экологи — авторы честно сохранили пятно восковника в полном его размере и даже пошли еще дальше: в центре парка оставлена зона естественной растительности. «Мы решили сохранить крупноразмерные деревья, территория будет называться сафари-парк», - объяснили они.
Но, как объяснил, подводя итоги, главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев при выборе победителя жюри руководствовалось тремя критериями: возможность эксплуатации зоопарка уже на первом этапе его создания, технологической продуманностью проекта и тем, насколько яркая идея была заложена в концепцию. Всем этим требованиям, по мнению 12 человек из 14-ти голосовавших, отвечал именно французский проект.
Ориентировочная стоимость строительства будущего зоопарка оценивалась чиновниками в 7,9 миллиардов рублей. Стоимость реализации победившего проекта - 11 миллиардов. Но, как объяснил Митюрев на недоуменные вопросы журналистов, в процессе взаимодействия с генпроектировщиком, компанией «Интарсия», возможно, некоторые статьи расхода будут уменьшены. «Не исключено, что не все идеи будут реализованы, - добавил он. - Главное — выработать правильную концепцию». Впрочем, стоимость российского проекта еще выше — 23,5 миллиарда рублей, поэтому с финансовой точки зрения выбор жюри вполне понятен.
В архитектурной среде одинаково хорошо отнеслись к обоим проектам. «Я был поражен бережным отношением к природе, которое проявили авторы», - заметил один из членов Градсовета в разговоре с корреспондентом «Фонтанки». - «Правда, вот эти механистические круги, нарисованные французами как-то слегка пугают», - признался он. В коридорах звучали мнения о том, что обе работы хорошие, но российская — ближе к земле. Высказывались и опасения, что город опять выбрал красивую картинку, которую будет не воплотить в жизнь — как это уже произошло с французской же «Мариинкой-2» и некоторыми другими проектами.
Напомним, идея о переселении Ленинградского зоопарка в Юнтолово впервые прозвучала в 1992 году. Принадлежала она прежнему директору Ивану Корнееву. «Тогда мы просмотрели 17 или 18 площадок, эта была оптимальна», - пояснил корреспонденту «Фонтанки» замгендиректора НИИ Генплана Юрий Бокей. «Разумеется, у этих участков есть и плюсы, и минусы, я прекрасно о них осведомлен, но есть возможность достигнуть некоторого баланса», - добавил он. Концепция создания зоопарка на территории, граничащей с Юнтоловским заказником, проходила проверку у зарубежных специалистов — идея получила одобрительные отзывы и от руководства Таллинского и Берлинского зоопарков. По мнению Ивана Корнеева, строительство нового зоопарка — единственная возможность спасти Юнтоловский заказник от застройки. А, как поясняет Бокей, расположение зоопарка продумано так, чтобы появилась возможность защитить заказник от влияния ЗСД и активно строящихся жилых кварталов.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"