«Аллегро» курсирует между Петербургом и Хельсинки чуть больше месяца. За это время скоростной поезд уже успел себя зарекомендовать. Правда, как водится, не только с хорошей стороны. А окончательной победе европейской версии российской железной дороги над многочисленными маршрутками в столицу Финляндии пока мешают цены на билеты и, как это не странно, опоздания составов. Подробности выяснил корреспондент «Фонтанки».
За месяц (а «Аллегро» запустили 11 декабря 2010 года) высокоскоростное движение между Петербургом и Хельсинки уже умудрилось поставить первый антирекорд. В один из дней поезд опоздал на 1 час 20 минут. Авторы проекта столкнулись с неожиданным препятствием: у финнов иное, чем в России, отношение к графику движения пассажирских поездов. Если в нашей стане он должен соблюдаться на 99,9%, то в Суоми — лишь на 91%. Для них гораздо важнее, чтобы... вовремя ходили грузовые составы.
«Необязательность влечет потери для имиджа этого поезда», - считает начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. Сделать с этим что-либо российская сторона пока не в силах. Цена же билета, 84 евро — за второй класс и 134 — за первый, явно рассчитана, в первую очередь, на бизнес-контингент. Но деловые люди вряд ли обрадуются, опоздав на переговоры. Любители прокатиться «на халяву» смогут немного сэкономить на проезде — штраф составляет всего 80 евро. Правда, сделать «ход конем» удастся только в Хельсинки. Там, как правило, наличие проездного документа не проверяют. Между тем, для ускорения процесса прохождения «Аллегро» по территории России, ФМС, как и обещала, пошла на то, чтобы все необходимые документы оформлялись по пути следования. Печати в паспорта ставятся в буквальном смысле на коленках. Но и это не спасает от задержек.
Подобное положение дел в VR (железные дороги Финляндии) объясняют тем, что вокзал Хельсинки - «очень загруженный железнодорожный узел». Хотя тот же Московский вокзал принимает и отправляет ежедневно никак не меньше составов. Однако здесь опоздания поездов пока все же являются делом чрезвычайным. Необязательность финских железнодорожников частично исправляют отечественные машинисты. На границе экипажи меняются, и то время, которое представители Суоми потратили на то, чтобы подать состав и отправить его в сторону Петербурга, «нагоняется».
Не менее проблемно, как и предсказывалось, выглядит ситуация и с обеспечением безопасности движения скоростных поездов по территории нашей страны. Только в прошлом году Российские железные дороги потратили на антитеррористические и антивандальные меры более 1 миллиарда рублей. И все же, под колесами «Сапсана» продолжают гибнуть люди.
«Есть понятие культуры транспортной безопасности населения. У нас даже бетонные заборы разбираются, делаются лазы. Чем больше запретительных мер, тем больше будет сопротивление. А ведь ограждение — довольно дорогое вложение, которое в конечном итоге оплачивают пассажиры», - считает Виктор Степов. В РЖД уверены — через несколько лет ситуация должна измениться. Со своей стороны железнодорожники стараются сделать все возможное. Так, к концу 2011 года должны быть построены 9 путевых переходов, общая сумма необходимых вложений в это около 1,3 миллиарда рублей. Хотя, конечно, было бы разумнее сначала подготовить всю инфраструктуру, а затем запускать движение до Хельсинки.
По мнению железнодорожников, в первую очередь нужно обратить внимание на строительство подземного пешеходного перехода в районе станции метро «Удельная». «Машинисты говорят, что седеют, когда проезжают этот участок на скорости 140 километров в час», - отмечает Виктор Степов, добавляя — путейцам фактически приходится выставлять оцепление и ценой неимоверных усилий сдерживать натиск желающих попасть под колеса «Аллегро». К счастью, пока это удается. Единственной жертвой скоростного поезда, курсирующего между Петербургом и Хельсинки, на данный момент является лось. Кстати, после ЧП пришлось заменять носовой отсек состава.
Есть у «Аллегро» и еще один существенный минус. Еда там дорогая и не очень вкусная. Средняя цена ланча — около 10 евро. При этом, если наличной европейской валюты у россиян при себе не окажется, в рублях оплатить счет вполне реально. Только на данный момент курс, мягко говоря, невыгодный: 1 евро — больше 44 рублей.
Плюсом же для «Аллегро» может стать проект по строительству специальной линии для грузовых перевозок — Лосево-Каменногорск. Во-первых, препятствия для прохождения скоростного состава будут полностью удалены. Во-вторых, магистраль сможет пропускать около 40 миллионов тонн грузов в год. В конечном счете это позволит РЖД заработать дополнительные средства. Правда, для этого придется потратиться: общая стоимость проекта около 20 миллиардов рублей.
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"