Буксир РБТ-300, который около 1.40 19 апреля вышел навстречу ледяному полю, чтобы оно не помешало работам на опорах Дворцового моста, массивом льда был вынесен под пролет, перевернулся и затонул. Водолазы МЧС не могут начать спасательные работы из-за усилившегося ледохода. В рубке буксира остались двое членов экипажа – 27-летний капитан и 24-летний механик. Их судьба остается неизвестной уже больше десяти часов.
Работы по реконструкции Дворцового моста ведутся круглосуточно. Задачей двух буксиров, РБТ-300 и РБТ-150, принадлежащих подрядной организации ООО «Атачи», было отталкивать ледяные поля, которые могли навалиться на опоры и помешать монтажникам.
Сообщение о приближающемся ледяном массиве пришло около половины второго ночи, оба буксира стояли ниже моста по течению. Навстречу льду выдвинулись оба судна, первым — РБТ-300. Видимо, буксир неудачно встал под лед, в результате его подвело к мосту, и не к опоре, а к тому пролету, под которым он не мог пройти. Экипаж РБТ-150, шедшего следом, увидел, как из пролета РБТ-300 выплыл кверху килем. Винты вращались, из-под воды шел выхлоп двигателя, но людей видно не было.
РБТ-150 попытался догнать перевернувшееся судно, чтобы корпусом попробовать оттолкать его на мель, но не успел — метров через 150 буксир ушел на дно. На борту оставались 27-летний капитан и 24-летний механик.
Уже через несколько минут информация о происшествии поступила в дежурную часть управления МЧС, на место выдвинулись спасатели, которые с помощью судов на воздушной подушке обследовали акваторию Невы в надежде обнаружить людей, несмотря на ночь и продолжающийся ледоход.
К семи часам утра были задействованы два судна с гидролокаторами, и около 8 часов затонувший буксир был обнаружен на глубине 12 метров в 75 метрах от берега и в 220 метрах от Дворцового моста.
Как сообщает управление МЧС по Петербургу, водолазные работы по подъему судна отложены пока на неопределенное время. Утром на Неве начался интенсивный ледоход, препятствующий работе спасателей. Ведется «мониторинг состояния, характера и интенсивности ледохода вверх по течению Невы». По результатам мониторинга созданный в ГУ МЧС по Петербургу оперативный штаб примет решение. Уже известно, что работы по подъему судна будут производиться силами ЗАО «Пилон», ведущего реконструкцию Дворцового моста.
Как объяснили специалисты, кабины на буксирах такого типа почти герметичные, а при такой погоде, какая стояла в ночь с 18 на 19 апреля, экипаж наверняка находился внутри. Но это давало для спасения минут 10 - 20, может, полчаса, но не больше.
Как сообщил «Фонтанке» глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного Дмитрий Буренин, по факту ночного происшествия создан оперативный штаб, который возглавляет вице-губернатор Марат Оганесян, глава КРТИ — заместитель.
Планируется, что 20 апреля примерно в 09-10 часов утра начнется подъем затонувшего судна. Для этого должен подойти 100-тонный плавучий кран «Гансс» и два буксира. Они проведут обследование дна и начнут работы по извлечению РБТ-300.
Для того, чтобы не допустить разлив нефтепродуктов, которые остались в затонувшем буксире, в ближайшее время должны подтянуть понтоны.
Расходы по подъему, по словам Буренина, лягут на компанию судовладельца (ООО «Атачи») и ЗАО «Пилон».
Глава КРТИ также сообщил, что, по предварительным данным, авария произошла вследствие того, что на буксире заглох двигатель, его навалило на опору и прижало к льдине. В результате чего буксир перевернулся, скорее всего, моторист находился внутри, капитан - в рубке. По данным спасателей, их тела до сих пор находятся там.
В настоящее время на месте работает следственно-оперативная группа Северо-Западного следственного управления на транспорте и Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.
Как сообщает пресс-служба ведомства, на основании полученных сведений Санкт-Петербургским следственным отделом на транспорте СЗСУТ СК РФ для расследования обстоятельств затопления судна возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью третьей статьи 263 УК (нарушение правил безопасности и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц).
Ночью был проведен осмотр места происшествия. Идет сбор свидетельской, криминалистической и иной доказательственной информации. Следственный орган выполняет работу по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Справка
Происшествия в акватории петербургских рек хоть и не частое явление, но все же случаются. Так, ночью 1 августа 2012 года 80-метровый сухогруз «Келарви» врезался в правый борт 20-метрового прогулочного теплохода «Росси» и перевернул его. Обошлось без жертва, но 10 человек оказались в больницах.
23 июля 2012 года в акватории Ждановки прогулочный катер врезался в балку пешеходного моста у дома 10 по Ждановской набережной. Два пассажира получили тяжелые травмы.
13 мая 2011 года прогулочный катер из-за отказа двигателя навалился на опору Дворцового моста, люди не пострадали.
В 2009 году катер врезался в теплоход на Неве между Дворцовым и Троицким мостами, здоровью одной из пассажирок был причинен тяжкий вред.
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»