Пока синоптики фиксируют новые температурные рекорды, жители Северной столицы сметают с полок залежавшиеся с весны свитера и куртки. Чтобы сбыть летние коллекции, ретейлеры вынуждены устраивать беспрецедентно ранние распродажи.
Теплая погода, установившаяся в конце июня, давала надежду на знойное лето, но синоптики поспешили разочаровать петербуржцев. По их словам, наступившие на прошлой неделе похолодание и дождливая погода задержатся надолго. Во вторник, 14 июля, гидрометцентр Северной столицы и вовсе «порадовал» новым температурным рекордом — в ночь на вторник, 14 июля, температура воздуха составила +7,4 °С. Предыдущий минимум был отмечен в 1948 году, тогда столбик термометра опустился до +8,2 °С.
Шутка о том, что в Петербурге наступило лето и можно наконец-то ходить в летнем пальто, летнем шарфике и летней шапочке, не уходит из соцсетей. Погода заставила болеть головы не только метеозависмых граждан, но и продавцов одежды и обуви, чьи продажи находятся в прямой зависимости от попадания в прогноз: в жару люди идут покупать купальники и шорты, в холод — свитера и куртки.
«При этом планирование коллекций и поставки в магазины планируются на основании характерных для каждого месяца значений температуры в конкретном регионе», – отмечает президент сети Finn Flare Ксения Рясова.
По ее словам, Северная столица никогда не славилась жарким летом, но последняя декада побила все рекорды.
«Платья и сарафаны, к большому нашему сожалению, никто не покупает. А вот ветровки и свитера смели почти подчистую», — говорит Ксения Рясова.
В результате остатки весенней коллекции в этом сезоне сократились с обычных 7 до 2 %, а доля теплых вещей в продажах выросла до 50% с обычных для лета 15%.
Летние вещи продаются в основном благодаря беспрецедентным скидкам в размере 70% которые пришлось объявить 12 июля, тогда как обычно распродажа начиналась ближе к началу августа.
«Осеннюю коллекцию тоже начнем продавать раньше. Надеемся, что это поможет компенсировать потери из-за дисконта на летнюю коллекцию», – комментирует топ-менеджер.
Аномальные тренды в покупательском поведении фиксируют и в сети Baon.
«Мы видим, что в питерских магазинах продажи в последнее время выросли на 30 – 60% к прошлому году», – говорит коммерческий директор компании Анна Сироткина. Причем этот рост объясняется не только инфляцией, но и ростом среднего чека: «Люди покупают теплые вещи — джемпера и куртки, которые стоят в два-три раза дороже, чем футболки и шорты».
Впрочем, для этого ретейлера плохие продажи летней коллекции не будут критичными.
«Мы откроем в августе два новых магазина и просто перекинем часть запасов туда. Если будет больше остатков — объявим более глубокие скидки», — пояснила Сироткина.
«Мы выносим в зал свитера, куртки и плащи. На весь летний ассортимент действует распродажа», – комментируют в сети Sela.
С завтрашнего дня ретейлер запускает дополнительную акцию — будет дарить сертификат на маникюр тем, кто, несмотря ни на что, готов покупать шорты и купальники.
Обувная сеть «Эконика» также реагирует на изменения спроса из-за погодных условий более ранними распродажами и дополнительными поставками остатков весенней коллекции.
«Но надо отметить, что в этом году скидки и так перманентные из-за низкого спроса. И Петербург здесь не исключение», — комментирует вице-президент управляющей сетью ГК «Новард» Сергей Саркисов.
В сети Palmetta, специализирующейся на продаже белья и купальников, наоборот, считают: холодная погода на руку продавцам.
«В +30 °С все бы разъехались в выходные на дачи, а так остаются в городе и ходят по торговым центрам», – говорит руководитель петербургского франчайзи Никита Кощеев. Впрочем, по его словам, такая ситуация все равно не поможет модным операторам вернуться к показателям прошлого года. «В деньгах из-за инфляции продажи у многих растут, но в штуках падают из-за сокращения покупательской способности», – отмечает предприниматель.
А вот продавцам дорогих брендов ни дождь, ни холод нипочем.
«Не могу сказать, что холодная погода как-то сказалась на наших продажах. Все-таки премиум менее метеозависим, чем масс-маркет», – говорит руководитель Trussardi в России Алексей Смирнов.
Довольны июльскими результатами и в бутике «Империя моды» на Невском проспекте, в котором представлена продукция Dolce&Gabbana, Brioni, Valentino и других премиальных марок.
«Наши закупщики подготовились к питерскому лету и завезли достаточно теплых вещей», – говорит совладелица проекта Лилиана Петросян. Летняя коллекция, по ее словам, также расходится неплохо. «Купальники мы не продаем, а платья пользуются спросом, поскольку июль — сезон свадеб», – подчеркивает предприниматель.
Модное сокращение
Аномально холодное лето и вынужденные более ранние распродажи могут спровоцировать дальнейшее ухудшение ситуации на модном рынке. Как показывают данные консалтинговой компании JLL, более половины арендаторов, покинувших петербургские торговые центры в первом полугодии, – это именно продавцы одежды и обуви. Причина – в резком снижении прибыльности вследствие ослабления рубля, которое привело к подорожанию заказываемых за рубежом коллекций и росту привязанных к валюте арендных ставок. Так, по оценкам аналитиков CBRE, ориентированные на импорт игроки, а к таковым относится большинство работающих в России сетей, могли потерять около 70% прибыли по сравнению с 2014 годом.
Поднимать цены пропорционально курсу продавцы не могли из-за снижения покупательской активности. Тем не менее из-за сокращения спроса российский fashion-ретейл по итогам текущего года может просесть на 20% в рублевом выражении, прогнозируют эксперты Fashion Consulting Group.
«Импорт за 2014 год показал положительную динамику благодаря инерционному движению системы заказов – в индустрии моды они размещаются за 5 – 7 месяцев. Прогноз на 2015 год выглядит не таким оптимистичным», – говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»